Античное искусство. Искусство Рима. Живопись Римской империи 3 в. и. э.

Рельеф саркофага очень высокий, местами переходящий почти в круглую скульптуру. Обилие складок, пышные гривы коней, длинные пряди причесок варваров создают живописную, богатую игрою света и тени картину. Краска, следы которой сохранились на волосах, глазах и губах, и обильная позолота на вооружении и конской сбруе — сообщали рельефу еще большую живописность.
Хотя памятников живописи и мозаики 3 в. н. э. сохранилось очень мало, но они показывают высокое мастерство художников. К 200 г. относятся фрагменты росписи великолепного здания на склоне Палатина (на виа Черки). На фоне величественной колоннады изображен ряд мужских фигур в коротких туниках с корзинами и ларцами. Это слуги богатого хозяина дома, написанные в традициях реалистической живописи 1 в. н. э.
Из палестры терм Каракаллы происходит большая мозаика, изображающая в размер натуры атлетов-победителей с венками и пальмовыми ветками. Развитая мускулатура атлетов резко и объемно подчеркнута, но в анатомическом построении есть некоторые недостатки. Без идеализации выразительно переданы грубые некрасивые лица борцов и гимнастов. Трактовка волос может быть сравнима с трактовкой на портретах типа Филиппа Аравитянина.
Росписи катакомб. В 3 в. начинают расписываться христианские катакомбы. Сюжеты росписей взяты из христианской религии, но по своей художественной форме они стоят на уровне античных росписей 3 в. н. э.
Наиболее ранней считается роспись сводчатого потолка катакомбы Люцины (первая четверть 3 в.). Плафон разделен кругами на несколько медальонов, в которых помещены различные изображения. В центральном медальоне изображен один из эпизодов библейских легенд: Даниил в львином рву. Эта драматическая сцена здесь решена только декоративно: по сторонам спокойно стоящего Даниила сидят два льва. Есть в катакомбе Люцины и изображения молящихся с воздетыми руками, так называемые оранты. Фигуры в такой позе сделались каноническими для последующего христианского искусства.
Особенно интересны по своеобразной манере росписи в христианской гробнице, в так называемом ипогее Авралиев (около середины 3 в.). Замечательны изображения апостолов, лицам которых художник сумел придать индивидуальные черты и яркую эмоциональность. Живопись выполнена свободными широкими мазками, обобщающими форму. Подчеркиваются только основные плоскости лица, детали же опускаются.
3 в. н. э. — один из самых сложных периодов в истории римского искусства. Это период, когда многовековое античное искусство с его развитой реалистической формой вступило в острую борьбу с идеями и формами умирающего рабовладельческого общества.



<<< Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство Римской империи 3 в. и. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство римских провинций 1—3 вв. н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи