Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство Римской империи во 2 в. н. э.

Портрет. В искусстве периода Антонинов большое место занимает скульптурный портрет, который во второй половине 2 в. н. э. претерпевает глубокие изменения в сравнении с портретами начала 1 в. Так, например, портретная статуя основателя династии Антонинов — Нервы конца 1 в. н. э. (Рим, Ватикан) выполнена еще всецело в стиле флавийских портретов. Император, как и Август на эрмитажной статуе, представлен в виде Юпитера, полуобнаженным, с пышной драпировкой плаща на коленях. Формы тела явно идеализированы, но старческое лицо Нервы носит чисто портретные черты.
Портреты же Траяна (Мюнхен, Глиптотека), особенно его жены Плотины (Рим, Капитолийский музей), частных лиц, например эрмитажные мужские портреты и женский в головном уборе, выполнены уже совсем в ином стиле. За образец взяты традиционные портреты республиканского периода. Спокойное выражение лица, суховатая трактовка, сменяющая рельефную моделировку, скромные прически — таковы характерные черты портретов траянов-ского времени. Конечно, полностью возродить стиль республиканских портретов было невозможно, такие портреты теперь казались бы слишком безжизненными. В портретах периода Траяна реалистические традиции римского искусства обогащены завоеваниями греческой пластики, отличающейся одухотворенностью образов и совершенством обработки мрамора.
Колонна Траяна. Широкое развитие при Траяне получил рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Общая высота колонны 38 м. Она стояла на цоколе, в котором был захоронен прах императора, и имела ионическую базу. Колонна заканчивалась дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Цоколь был украшен рельефом с изображением трофейного оружия. Рельефы на колонне образовывали 23 витка и в длину имели около 200 м.
Рельефы колонны Траяна — типично римское произведение и по теме, и по общей композиции, но в трактовке человеческих фигур, особенно варваров, чувствуется влияние эллинистического искусства.
Тема рельефа — поход римских войск на Дунай против даков в 101—102 и 105—106 гг.
Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов: здесь изображены не только битвы, осады крепостей, но и военные марши, постройки дорог и мостов, военные советы, жертвоприношения, встречи послов. Исторический рассказ требовал изображения конкретной обстановки — городов, рек, гор, деревень, лесов, крепостей. При соблюдении правильных соотношений между человеческой фигурой и окружающими предметами утратилось бы значение главной темы: походов, битв. Автор композиции рельефа (возможно им был сам Аполлодор Дамасский) уменьшил размеры зданий, кораблей, деревьев, фигуры же людей сделал почти во всю высоту витка спирали, отчего они сделались господствующими в рельефе. С необычайной тщательностью изображены строения городов, примитивные хижины даков, корабли, мосты, осадные орудия, вооружение и одежда. Рельефы колонны — настоящая энциклопедия римской военной жизни и жизни даков 2 в. н. э.
Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много. Все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но работали в разных манерах, что особенно заметно в трактовке даков. Весь многофигурный фриз (больше 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского победного войска. Траян, изображенный на колонне 90 раз, выделен не масштабом, а местоположением (впереди группы, на возвышении), чем подчеркивается его особое значение. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, эмоциональными, но малоорганизованными варварами. Образы даков получились более выразительными, чем римлян, они более открыто проявляют свои чувства. Многие из них напоминают галлов из пергамской серии даров Аттала. Фигуры же римлян выполнены суше и однообразнее.
Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамичных картин.
Портреты времени Адриана. При Адриане характер портретного искусства снова изменяется, возрождается классицизм. Портрет Адриана с бородой подражает греческим психологическим портретам философов и драматургов 4 в. до н. э. Центральным образом искусства времени Адриана является Антиной, приближенный и любимец императора, утонувший в Ниле. Многочисленные статуи, бюсты, рельефы, изображающие Антиноя то в виде Вакха, то в виде Меркурия, то в виде Сильвана, божества полей и пастбищ, созданы по образцам классического греческого искусства 5 в. до н. э. Но, несмотря на явное стремление возродить греческую древность, римские работы носят иной характер: спокойная ясная уравновешенность образов греческой классики превращается здесь в романтическое воспоминание о прошедшем; портреты Антиноя полны меланхолии, грусть и задумчивость читаются в лице прекрасного юноши.
Со времени Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: теперь резцом передается зрачок и радужная оболочка глаза, волоски бровей. Поверхность обнаженных частей тела и особенно лицо полируются до яркого блеска, а волосы и одежда оставляются матовыми. Различные приемы обработки поверхности мрамора заменяют теперь раскраску
Вилла Адриана. Увлечение Адриана греческой древностью выразилось в воспроизведении в вилле императора в Тиволи отдельных зданий и уголков Афин и Александрии. Там были «устроены» Афинский Ликей и Академия, предместье Александрии Канон, воздвигнут «Пестрый портик», расписанный Поли-гнотом в Афинах.
Стены некоторых помещений виллы были расписаны архитектурно-декоративными мотивами, но гораздо более упрощенными, чем в четвертом стиле.
Главным украшением стен служила облицовка из разнообразных сортов мрамора. Большое место в украшении виллы занимали мозаики, главным образом размещенные на полу, гораздо реже на стенах. Отдельные мозаичные картины, варьирующие эллинистические оригиналы, хранятся сейчас в различных музеях (Рим, Ватикан, Капитолий), например горный ландшафт и пасущиеся козы или голуби у чаши с водой. Последняя мозаика является повторением мозаики пергамского мастера Coca.


Вилла Адриана. Продольный разрез. Реконструкция

Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия. В искусстве второй половины 2 в. н. э. ясно прослеживаются два художественных направления, одно из них ярко выразилось в портрете.
Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия представляет собой одну из значительнейших страниц римского портретного искусства. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам этого периода добиваться тончайшей моделировки форм лица, передачи нежности женской кожи, легкости прядей волос. В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности лица и прически, но всем портретам присущи и общие черты. Для всех этих портретов характерно выражение грустного раздумья, самоуглубленности, иногда печали. Идеи стоицизма, распространенные в то время и последовательно проповедываемые самим Марком Аврелием, проникнуты были пессимизмом, разочарованием в земных благах. Печать глубокой затаенной тоски, задумчивости лежит на всех портретах эрмитажного собрания: на портрете молодой женщины-сириянки, юноши, отважного полководца и государственного деятеля Клавдия Помпеяна. Лицо легкомысленного и далекого от философствования соправителя Марка Аврелия — Люция Вера также сдержанно и серьезно.
Меланхолией полон образ Коммода (Рим, Палаццо Консерваторе) в виде Геркулеса, хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов.
Особо следует отметить конную бронзовую статую Марка Аврелия на Капитолии в Риме. Тип статуи в виде всадника на спокойно шагающем коне встречается еще в архаическом греческом искусстве. Широко распространен он был также и в римском искусстве 2в.н. э. Марк Аврелий изображен как военачаль-
ник, приветствующий войско. Сравнение этой статуи со статуей Августа из Прима-Порта показывает, насколько образ Августа энергичнее и сильнее.
Если портрет второй половины 2 в. н. э. составляет один из этапов развития античной художественной формы, то в рельефе наблюдаются иные явления.
Рельеф. Рельефы, украшающие базу колонны Антонина Пия (ствол колонны был гладким), изображают апофеоз Антонина и его жены Фаустины (Старшей) и легионеров. Композиция апофеоза кажется составленной из отдельных мало связанных между собой частей. Фигуры на рельефе явно скопированы с эллинистических статуй, бюсты Антонина и Фаустины исполнены в духе традиционных портретных статуй. Фигуры легионеров статичны и невыразительны.
Ярче всего черты нового проявились в рельефах колонны Марка Аврелия, стоявшей на Марсовом поле и посвященной походам против германских племен в 169—172 гг. и против сарматов в 174—176 гг. Общая композиция рельефов, обвивающих спирально ствол колонны, такая же, как и на колонне Траяна. Также чередуются эпизоды походов и битв, но исполнены они в другом стиле.
В одной из сцен изображен Юпитер — «податель дождя». Это уже не величественное и благообразное божество, как принято было трактовать его образ в римском искусстве, а страшный крылатый демон, размеры которого значительно превышают человеческие фигуры. С протянутых в стороны рук сплошной массой стекает вода, длинные пряди волос и бороды сливаются со струями воды. Трактовка и Юпитера, и римлян, и особенно варваров несет в себе новые черты. Бросаются в глаза пренебрежение к анатомическому построению фигуры, обобщенность форм, суммарная проработка деталей.
Как в греческом, так и в римском искусстве всегда большое внимание уделялось отделке прядей волос. Тщательная, почти натуралистическая передача их встречается на многих портретах времени Антонинов. На колонне Марка Аврелия есть много фигур, где прическа и борода только слегка проработаны буравом, которым проделаны горизонтальные желобки и редкие углубления. Различным движением и поворотом бурава обозначен глаз, крылья носа, ноздри.
Эти новые приемы обобщенности, известная живописность лепки не лишают общей выразительности человеческую фигуру. Теряя в красоте пропорционального построения, в ясности пластической формы, фигуры приобретают подчеркнутую, даже иногда утрированную, экспрессивность.
Новые художественные принципы, отрицающие художественные традиции античности, проявившиеся в рельефах колонны Марка Аврелия, связаны с общим развитием римского общества, все большим проникновением в Рим художников из западных провинций, приносивших в столицу свое мировоззрение, свои вкусы и навыки.
Живопись. Римская живопись 2 в. н. э. известна по росписям гробниц, находящихся в предместьях Рима. В гробницах времени Адриана (второй четверти 2 в.) росписи воспроизводят статуарные образцы греческой пластики: например, роспись в гробнице № 11 из Некрополя на «священном» острове на Тибре, где изображены три богини судьбы—Парки, стоящие спокойно, как классические статуи. Стиль росписи несколько напоминает картины третьего декоративного стиля.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи во 2 в. н. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 3 в. и. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>