Античное искусство. Искусство Рима. Живопись Римской империи середины и второй половины 1 в. н. э.

Изменения происходят и в искусстве декоративной живописи. Появляется новый, так называемый «четвертый стиль». Этот стиль отличается пышностью украшений. Он может рассматриваться как продолжение традиций второго стиля, где перспективные архитектурные построения являлись основой. Четвертый стиль соединяет в себе богатство орнаментальных украшений третьего стиля и архитектурные построения второго стиля.
В четвертом стиле мы часто встречаем росписи в виде великолепных театральных декораций, подражающих фасадам дворцов, но более пышных и замысловатых, чем могли быть в действительности реальные дворцовые постройки.
«Золотой дом». Замечательным памятником римского искусства является дворец Нерона — «Золотой дом», построенный в 60-х годах 1 в. н. э. Это сооружение вместе с садами занимало колоссальный участок в центре Рима, там, где теперь стоит Колизей. Участок находился на холмах Палатин и Эсквилин. Это грандиозное императорское поместье в центре города включало, кроме дворца, парки, огромное озеро, леса, пашни и виноградники, группы строений, вроде небольшого города, термы, фонтаны, акведуки, разнообразные увеселительные павильоны; сады были заполнены статуями; залы расписаны.
Внутреннее убранство дворца отличалось сказочным великолепием. Стены комнат были облицованы различными сортами мрамора и так обильно украшены позолотой, что дворец получил название «Золотого дома». Дворец был разрушен почти целиком при Флавиях, на его месте были построены термы Тита и Колизей, и позже император Траян тут же соорудил еще одни термы.
Но некоторые части «Золотого дома» сохранились до эпохи Возрождения. Эти помещения оказались ниже уровня города 15—16 вв. и стали известны случайно в результате земляных работ. «Подземные» помещения, или, как их тогда называли, «гроты», посещались многими художниками, например Рафаэлем, Пинтуриккио, Микеланджело и многими другими, которые копировали сохранившиеся в этих «гротах» живописные украшения потолков и стен и назвали изящные легкие фантастические узоры «гротесками». Известно, что над росписью дворца работал римский живописец Фабулл. Стенная роспись одного из помещений, возможно работы Фабулла, исполнена в духе театральных декораций. Такого же рода декорации мы можем найти и в Помпеях. Исключительный интерес представляют росписи потолков, потому что образцов живописного украшения потолков в других античных городах, а также в городах, погибших при извержении Везувия, нет.
Замечателен по своей композиции потолок комнаты № 60 (нумерация дана согласно плану, составленному по современным раскопкам). Рисунок с него был сделан художником Франческо д'О ландо в 1538 году. Свод был разделен тонкими позолоченными рамками на круглые, овальные и квадратные поля, в которых написаны мифологические сцены. Обилие позолоты, ярко-синий и красный фон полей, на которых четко выделялись светлые фигуры, придавал всей композиции пышный и нарядный вид.
Росписи Помпеи и Геркуланума. Одним из самых значительных комплексов росписи четвертого декоративного стиля является помпеянский дом богачей Веттиев, комнаты которого украшены многими картинами — копиями знаменитых оригиналов. Веттии «собрали» на стенах своего большого дома целую картинную галерею.
Картины, помещенные на стенах домов Помпеи и Геркуланума, показывают нам различные художественные направления и различные требования заказчика.
Наряду с повторением знаменитых греческих оригиналов, как, например, «Младенец Геракл со змеями» Зевксиса или картин из «Дома трагического поэта», восходящих к живописным памятникам 4 в. до н. э. и эллинизма, встречаются работы, несущие на себе отпечатки римского искусства.
Такими своеобразными памятниками живописи являются росписи фасадов некоторых помпеянских домов, заменявшие современные вывески у входа в торговое помещение или мастерскую ремесленника. Образцом такого рода живописи может служить помпеянская фреска с изображением мастерской красильщика тканей. Внизу фрески изображены мастера, занятые окраской ткани; наверху — Венера — покровительница Помпеи, едущая в колеснице, запряженной четырьмя слонами.
Если в больших картинах дома Веттиев всегда ясно чувствуется предварительный контурный рисунок, то эта картина написана бегло, прямо кистью без заранее обрисованного контура. В той же «беглой» живописной технике исполнены и две другие выразительные помпеянские картины: «Суд Соломона», трактованный как комическое действие, и «Троянский конь». Живописное решение построено на контрастах ярких цветов и на сопоставлении резко освещенных и затененных фигур.
Трагическая и внезапная гибель цветущих римских городов — Помпеи, Геркуланума и Стабии в 79 г. от извержения Везувия — не остановила ход развития римской живописи. От последующих веков остались лишь отрывочные материалы, не позволяющие наблюдать столь же последовательно путь развития римской живописи, как в пероид 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Но ясно, что столь распространенный и процветающий вид искусства, как живопись, не мог совсем исчезнуть после гибели только трех из многих сотен городов обширной Римской империи.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи середины и второй половины 1 в. н. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 2 в. н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>