Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской республики.

История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, затем становится историей Апеннинского полуострова и к середине 2 в. до н. э. превращается в историю всего Средиземноморья. С 8 по 6 в. до н. э. в Римской общине шел процесс разложения родового строя. К концу 6 в. до н. э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Укрепление и развитие республиканского строя осуществляется в процессе борьбы патрициев и плебеев, завоевания Римом Апеннинского полуострова. Объединение Италии под властью Рима создавало благоприятные условия для развития рабовладельческой экономики, особенно в сельском хозяйстве, являвшемся основной отраслью хозяйства. Для культурной истории Рима большое значение имело завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. Конституция римской аристократической республики обеспечивала господство нобилитета — римской аграрной знати. С 60-х годов 3 в. до середины 2 в. до н. э. рабовладельческий Рим вел кровавые войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы явилось разрушение Карфагена — главного соперника Рима — и превращение Греции и Македонии в римские колонии. К середине 2 в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой. Значительно увеличилось число рабов, в сельском хозяйстве создаются крупные рабовладельческие латифундии, труд рабов используется в ремесле, торговле, рудниках и т. д. Постепенно дешевый рабский труд вытесняет труд свободных. В среде свободных граждан формируются новые социальные группы: паразитическая деклассированная беднота, с одной стороны, всадники, денежная знать — с другой. Углубляются классовые и внутриклассовые противоречия. Конституция римского города-государства уже не может обеспечить управление огромной державой, основанной на беспощадном угнетении рабов и свободной бедноты. Кризис республики нашел свое выражение в гражданских войнах, потрясавших Рим с 30-х годов 2 в. до конца 1 в. до н. э. Это были восстания рабов, угрожавшие иногда самому существованию римского рабовладельческого государства (восстание Спартака), широкие демократические движения и в первую очередь движения мелких земледельцев (подобные движению Гракхов), восстания угнетенного населения Италии («Союзническая война») и провинций, и, наконец, это была борьба за политическое преобладание между нобилями и всадниками. Для защиты классовых интересов римских рабовладельцев в условиях жестокой классовой борьбы нужна была сильная централизованная власть. Гражданские войны закончились поражением угнетенных и падением аристократической республики. Временная военная диктатура, подобная кровавой диктатуре Суллы, коллективной диктатуре Триумвиров, единоличному правлению Цезаря, сменилась к концу 1 в. до н. э. принципатом — наследственной диктатурой, прикрытой республиканской оболочкой.
Искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптуры, главным образом портретам поздней республики (конец 2 в. и 1 в. до н. э.), стенной живописи Помпеи и Геркуланума 2 и 1 вв. до н. э. Литературные источники дополняют наши сведения о характере искусства этого интересного и важного периода римской истории.

<<< Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство 3—1 вв. до н. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>