Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство второй половины 5—4 вв. до н. э.

Вторая половина 5 в. до н. э. — тяжелое время войн с Римом — не могло не отразиться и на искусстве. Сокращается число роскошных расписных склепов в связи с обеднением многих старых знатных родов. Главным свидетелем для нас художественной жизни теперь является скульптура из глины, местного камня и бронзы, литье из которой достигает удивительного совершенства. Бронзовые изделия — коробки и зеркала с гравировкой — говорят о высоком мастерстве рисунка.
Под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строятся теперь из камня, фронтоны же украшаются терракотовыми скульптурами.
Живопись Этрурии конца 5—4 вв. до н. э. продолжает находиться под большим влиянием греческого искусства. Грандиозные композиции Полигнота, разработка живописных проблем в работах Зевксиса, Паррасия, Тиманфа и великих живописцев фиванско-аттической и сикионской школ 4 в. до н. э. знаменовали собой столь блестящий расцвет греческой живописи, что значение этого художественного явления вышло далеко за пределы Греции. В росписях 6 и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров и танцев, состязаниям борцов и колесниц. В росписях конца 5, 4, 3 вв. до н. э. мы видим другие сцены: мрачные картины подземного мира, неумолимых строгих владык — Аида (Плутона), страшных демонов — чудовищ, угрожающих покойным и терзающих их. Если еще и рисуются картины пиров, то участники их полны грусти.
Замечательным примером росписи этого периода является гробница «Чудовища» в Тарквиниях, состоящая из трех камер. На стенах написаны: сцена пира, страшный крылатый демон, сцена из Одиссеи Гомера — ослепление Полифема и подземные боги.
Хотя влияние греческого классического искусства было очень значительно, местные традиции продолжают развиваться. Борьба художественных направлений отчетливо видна на произведениях этрусских скульпторов. Большая бронзовая прекрасной работы статуя Афины из Ареццо 4 в. до н. э. (Флоренция, Археологический музей) выполнена всецело в традициях Фидия. Так же и статуя воина, так называемый «Марс Тоди» (Рим, Ватикан), близка греческим образцам. Портретная бронзовая головка мальчика (Флоренция, Археологический музей) конца 4—начала 3 в. до н. э. носит иной характер. Отличительные черты ее — отсутствие идеализации и героизации образа, простота и лаконичность форм. Еще более явственно эти черты, характерные для этрусской работы, проявляются в терракотовых скульптурах с фронтона храма в Вольсинии 4 в. до н. э. Одна из центральных фигур изображает обнаженного героя. Его бородатое, некрасивое, с большими глазами, лицо пролеплено обобщенно. Такой образ не имеет никаких аналогий в греческом искусстве.
В 4 в. до н. э. и в последующие столетия большое место занимает в этрусском искусстве портрет и не только скульптурный, но и живописный. Таковы, например, изображения покойных в могиле «Щитов», где показаны заупокойный пир, подземные божества и демоны.
В 3—2 вв. до н. э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй хозяйственный и культурный подъем, хотя и не такой блестящий, как в 6—5 вв. до н. э.



<<< Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство 6—начала 5 в. до н. э.

Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство 3—1 вв. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи