Античное Искусство. Искусство Этрурии. Архитектура (общая характеристика).

Этрусское искусство богато памятниками и разнообразно в своих художественных формах. Главным свидетелем развития этрусского искусства являются погребальные сооружения, их украшения и их инвентарь. От многочисленных цветущих городов Этрурии осталось чрезвычайно мало — это главным образом оборонительные стены, руины храмов и ничтожные остатки жилых домов. В руинах оборонительных стен, опоясывавших этрусские города на юге и в центре страны, мы находим остатки городских ворот, перекрытых различными вариантами сводов, от самого простейшего ложного свода до полуциркульного со значительным расстоянием между опорами. Примером последнего могут служить ворота (так называемые порта) Марция и Августа в Перудже (3 в. до н. э.).
Этрусские храмы известны в двух вариантах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным портиком (тип храма, описанного Витрувием) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алтари). Этрусские храмы, в отличие от греческих, стояли на высоком пьедестале (подиуме). Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колоннами, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так называемый «этрусский» или «тосканский» ордер, представляющий собой своеобразный этрусский вариант греческого дорического стиля. Колонны этого ордера были без каннелюр, но имели базу и капитель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, несомненно, сложился под влиянием греческих архитектурных сооружений, возведенных в архаический период в пределах Великой Греции (храм Посейдона в Пестуме и др.).
Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству. Среди них есть пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы, и изолированно стоящие гробницы; последние имели заупокойную камеру, располагающуюся ниже уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом, так называемой «крепидой». Этрусские гробницы этого типа оказали воздействие на архитектуру аналогичных сооружений Древнего Рима (см. далее мавзолеи Августа и Адриана).
Облик этрусских жилых домов помогают определить этрусские погребальные урны. Обычно это были прямоугольные в плане здания, перекрытые четырехскатными крышами с сильно выступающими концами. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, так называемый «комплювиум», через которое освещалось главное помещение дома — «атриум» (внутренний дворик), вокруг которого располагались жилые и хозяйственные помещения. Тип жилых домов этруссков с «атриумом» продолжал развиваться в архитектуре республиканского Рима, где «атриум» составлял центр первой, официальной половины римского жилого дома.

<<< Античное Искусство. Искусство Этрурии. Этрурия в 8—1 вв. до н. э.

Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство 8—7 вв. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>