Искусство Древнего Египта. Додинастический период — период сложения древнеегипетского искусства. Время 1 и 2 культур.

В 4 тысячелетии до н. э. общество Нильской долины находилось на стадии постепенного разложения родового строя и перехода к классовому строю и государству. Обычно этот период делят на два этапа — время I культуры и время II культуры. Египет распадался тогда на несколько десятков отдельных областей, которые позднее, в период греко-римского владычества, стали называться по-гречески «номами».
Сведения об уровне развития культуры и изобразительного искусства этого периода дают раскопки захоронений.
Устройство захоронений I и II культур. Уже в это время в Египте существовала вера в загробное существование, связанная с магическими представлениями первобытнообщинного строя. Могила мыслилась жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобием земному. Поэтому умерший снабжался теми предметами, которые служили ему при жизни.
Могилы I культуры, как и наиболее ранние жилища, имели овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. В период II культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ верхушки общества. Стены этих могил выкладывали кирпичом-сырцом, а сверху их перекрывали ложным сводом из необожженного кирпича. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В конце II культуры над могилами начали устраивать и наземные сооружения в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичной или каменной кладкой, с наклонным профилем стен.
Население Египта называет теперь эти постройки по-арабски «мастаба»,
что значит скамья. Название это вошло и в науку. Со временем в мастаба стали
устраивать небольшое культовое помещение с жертвенником перед так на
зываемой «ложной дверью», то есть перед изображением двери, как бы ведущей
в «вечное жилище» покойного.
В период II культуры в захоронениях встречаются орудия из меди и такие изделия, как сосуды и бусы, дающие возможность судить о том, что египтяне уже умели полировать и сверлить камень, разрезать слоновую кость, изготовлять глиняную утварь, плести циновки, прясть и ткать лен.
Скульптура I и II культур. В древнейших захоронениях найдены небольшие (иногда всего 3 см длины) статуэтки животных из глины, слоновой кости и различных пород камня. Фигурки эти отличаются верной, хотя и обобщенной передачей наиболее характерных черт каждого животного: сидящей обезьянки, лежащего льва, собаки, вола.
Расписные сосуды и росписи I и II культур. Особенно интересны сосуды из глины, наиболее ранние из которых расписаны несложным белым орнаментом по красному фону глины, а более поздние — рисунками, которые исполнены красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосуда и отражают древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Очень часто эти условные, прорисованные только линией изображения передают плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, и схематичные фигуры людей, совершающих культовые действия. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка роспись из гробницы вождя в Иераконполе (Ком-эль-Ахмаре), к югу от Фив, повествующая, по-видимому, о загробном странствовании души умершего. Часть этой росписи связана и с охотничьими обрядами. Отсутствует строго композиционное расположение изображений, если не считать, что ладьи и фигуры охотников и животных направлены в одну сторону, что создает впечатление кругового движения. Линия почвы не показана, и поэтому отдельные фигуры как бы висят в пространстве. В самом низу росписи даны сцены схватки воинов, вооруженных палицами.
Палетки. Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые палетки, тонкие и плоские пластины из серо-зеленого шифера, которые служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников. Палеткам придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, пантер, рыб, в чем нашли отражение пережитки древних охотничьих обрядов. Со временем палетки стали делать овальными и большими, поверхность их украшать рельефами, которые продолжали носить магический характер и вместе с тем рассказывали о конкретных событиях. Примерами могут служить так называемая «Охотничья палетка» (Лондон, Британский музей), палетка с вздыбившимися собаками (Оксфорд, Ашмолеанский музей), так называемая «Палетка Коршунов» (Париж, Лувр).

<<< Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта. Додинастический период — период сложения древнеегипетского искусства. Период 1 и 2 династий >>>

Иллюстрации к разделу >>>