Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство эпохи эллинизма может быть разделено на три периода: ранний эллинизм — конец 4 — первая половина 3 в. до н. э.; средний — вторая половина 3 в. и первая половина 2 в. до н. э. ; поздний период — до 1 в. до н. э., когда Римская держава захватила все страны эллинистического мира.
Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма.
Наряду с монументами, прославляющими эллинистических владык, проникнутыми героическим пафосом, создаются и небольшие, для частного дома, фонтанные украшения. Бурные страсти героев, ленивое спокойствие, образы идеальной красоты и безобразной старости, аллегорические фигуры, сентиментальные группы — таковы примеры различных по назначению, жанру и стилю произведений эллинизма, передающих многообразие состояний, переживаний и действий человека.
Александрийская школа. Из новых эллинистических центров раньше других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь складывается своя художественная школа, характерная разнообразием направлений. Одни мастера, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие, используя великие реалистические достижения Лисиппа в области пластической анатомии и композиционных приемов, изображали в бытовом жанре стариков и старух, маленьких детей, сатиров и нимф. Назначение эллинистической скульптуры несколько иное, чем в классическое время: кроме культовых статуй, появляется садово-парковая, многочисленная декоративная скульптура для украшения частного дома.
Большую роль в Александрии играет живопись. Традиции, заложенные Антифилом, получили свое дальнейшее развитие и в карикатуре, и в живописном портрете, и в ландшафтной живописи.
В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода. Показателен в этом плане портрет Птоломея и Арсинои, исполненный из сардоникса на камее Гонзага (Ленинград, Эрмитаж).
Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийской школы, становится образ Афродиты, но сущность его по сравнению с пониманием классического времени изменяется. Афродита в эллинистическом искусстве приобретает характер гораздо более человечный, утрачивает величавость олимпийского божества. Характерна в этом отношении Афродита Медицейская работы сыновей Праксителя Кефисодота Младшего и Тимарха (римская копия во Флоренции, Уффици). Композиционно она близка Афродите Книдской Праксителя, но отличается более легкими пропорциями и особенно характеристикой образа. Интересны в таком же плане подлинные эллинистические работы — это статуи Афродиты из Кирены и из Сиракуз.
К кругу александрийских мастеров принадлежат и статуи старухи-пастушки и старика-пастуха (Рим, Дворец Консерваторов.) Их сухое дряблое старческое тело, вздутые жилы, сгорбленные плечи даны почти натуралистически. Такие фигуры стояли в вольерах, в парках и должны были дополнить впечатление уголка сельской местности.
Подобное назначение имела и статуя спящего Сатира, так называемый «Сатир Барберини» (Мюнхен, Глиптотека). Вся эта грубая тяжеловесная фигура может служить воплощением лени, опьянения.
Чрезвычайно популярны в эллинистическом искусстве, в частности в александрийской школе, изображения маленьких детей. Эти статуэтки дарились в храм бога здоровья Асклепия в благодарность за исцеление или помещались во внутренние дворики жилого дома как украшение, либо ставились как надгробный памятник на могилу. Такого рода скульптурой является группа, изображающая мальчика с гусем (римская копия с бронзового оригинала. Рим, Ватикан) Боэфа, мастера конца 3 — начала 2 в. до н. э.
К периоду позднего эллинизма относится аллегорическая группа, изображающая реку Нил (Рим, Ватикан) в виде возлежащей грузной мужской фигуры и играющих около нее 16 малюток, символизирующих 16 локтей подъема воды. Отдельные фигурки детей очень выразительны, они выполнены в духе скульптур Боэфа. На задней стороне пьедестала низким рельефом исполнен большой нильский пейзаж, воспроизводящий, вероятно, один из живописных ландшафтов.
Пергамская школа. Рядом с александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами, подчеркивали свое уважение к их традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с александрийской, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и статуи греческой работы и заказывали копии. Так были скопированы картины Полигнота в Дельфах, портрет Александра Лисиппа и многие другие.
Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме. Портрет Аттала I (Берлин, Музей) поразительно похож на портрет Александра Лисиппа, но пышная шевелюра придает более эффектный вид пергамскому царю.
Пергам не раз отражал нашествие галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э. была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами. Эвмен II в 180 г. до н. э. построил грандиозный алтарь Зевса, украшенный рельефами (рельефы в Берлинском музее).
В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы, для которой характерны драматичность ситуации, динамика действия, патетичность, усложненное композиционное построение, сильная пластическая форма, богатая игрой светотени. Бронзовые группы, созданные при Аттале I мастерами Эпигоном, Пиромахом, Стратинником и Антигоном, стояли на Пергам-ском акрополе и их повторения были выставлены на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу.
Эти «Дары Аттала» изображали сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами. Некоторые из этих фигур дошли до нас в римских копиях. Таков, например, знаменитый «Умирающий галл» (Рим, Капитолийский музей), где скульптор убедительно запечатлел мужество и страдания воина, павшего на поле битвы.
Еще более драматична группа, изображающая галла, убившего свою жену и закалывающегося мечом, чтобы не попасть в плен к победителям (Рим, Национальный музей). Образ галла полон героического пафоса, усиленного контрастом его могучей фигуры с бессильно падающим телом его жены. Группа построена на сложных ракурсах фигур, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы.
Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. Следует остановиться еще на одной особенности этого произведения: в скульптуре точно передан этнический тип галла.
Развитие пергамского стиля мы видим в большом фризе алтаря Зевса, помещенного на его цоколе (высота 23 м, длина около 120 м). Фриз был исполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу.
Тема фриза — гигантомахия. Кроме богов Олимпа, в битве принимают участие ряд божеств, извлеченных или из старых легенд или вновь придуманных. На западной стороне были изображены божества водной стихии, на южной — боги небес и небесных светил, на восточной, главной, — олимпийские боги и на северной — ночь и созвездия. Всего насчитывается около 50 фигур богов и столько же гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, почти в круглой пластике. Фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов, гигантов и змеями. Подробности разработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены; высокий рельеф создавал глубокие тени; фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе и карнизе.
Боги изображены в полный рост, большинство гигантов помещено в нижней части фриза, у многих из них вместо ног змеи. Изображена яростная битва в самом разгаре; в стремительном темпе наносят друг другу удары противники.
Выше говорилось, что над фризом работала группа мастеров. Некоторые их имена сохранились. Это Дионисиад, Орест, Менекрат, но какую часть рельефа исполнял каждый из них, сказать трудно. Ясно одно: художники принадлежали к разным направлениям искусства, вышли из разных школ. Одни были представителями пергамского стиля, ими выполнены Зевс, Афина, Геката, Артемида и некоторые другие. Мастер, который создал фигуру Аполлона, придерживался традиций классического искусства, образцом для него служило искусство Фидия. Но при всей разнице трактовки ни одна группа не выпадает из общего ритма, не нарушает единства художественного замысла, и вся композиция производит целостное впечатление.
На площадке алтаря находился второй фриз — малый. Фриз посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, который чтился в Пергаме. Этот фриз был исполнен совсем в других тонах и другом стиле, нежели большой. Спокойное развертывание событий, то на фоне пейзажа, то на архитектурном фоне, неторопливые движения действующих лиц скорее напоминают александрийские ландшафтные рельефы, чем патетическое искусство Пергама.


Алтарь Зевса в Пергаме. План

По своему художественно-историческому значению алтарь может быть поставлен в ряд с Парфеноном, Мавзолеем Галикарнасским. Это самое величественное сооружение эллинизма. Пергамская школа оказала огромное влияние на многих мастеров, особенно из городов Малой Азии. Примером этого может служить статуя Афродиты 2 в. до н. э., найденная на острове Мелосе (ныне в Лувре). Как свидетельствует надпись, автором этой статуи был Александр родом из Антиохии в Малой Азии (или Агесандр, несколько отсутствующих букв не позволяет установить имя окончательно). Фигура Афродиты крупных массивных пропорций задрапирована плащом, который богиня придерживала правой рукой. Мрамор на обнаженных частях мягко обработан, чем создается впечатление бархатистости кожи.


<<< Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Архитектура.

Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Живопись. >>>

Иллюстрации к разделу >>>