Искусство Пакистана.

В 1947 году, еще до образования Республики Индии, произошло разделение страны на Индийский союз (британский доминион) и Исламскую Республику Пакистан . Это событие, явившееся следствием вероисповедных противоречий, подготавливалось так называемой «Мусульманской лигой» более 15 лет и отвечало интересам английского правительства, стремящегося разобщить и ослабить Индию, дезорганизовать национально-освободительную борьбу.
Таким образом, в Пакистане живут и действуют художники, бывшие до недавнего времени индийскими и по происхождению и по образованию. Творчество современных пакистанских художников можно подразделить на несколько направлений.
«Группа ветеранов» — Абдуррахман Чугтаи, Устад Алла Букш, Файзи Рахамин, С. X. Аскари и другие — работает в смешанном стиле, соединяя академическую европейскую живопись с приемами средневековой индийской миниатюры. Работы ветеранов весьма близки «Бенгальскому Возрождению» в своем тяготении к мифологии, истории, символике и в изысканности стиля.
Глава «Группы ветеранов» Абдуррахман Чугтаи (р. 1898) охотнее всего обращается к сюжетам миниатюр 16—17 веков: религиозные сцены, шахи и придворные во время охоты, сражения и приемы, слушание музыки, красавицы за туалетом. Материал, которым пользуется Чугтаи, тоже «миниатюрный» — акварель (см., например, серию иллюстраций к стихам поэта урду 19 в. Талиба «Пламя любви», ок. 1930 г.). После пребывания в Европе в 1927—1931 годах Чугтаи увлекся портретной живописью и гравюрой, но художественный почерк его работ не выходит за рамки «Бенгальского Возрождения», культивируя выразительность, плоскостность и декоративность при отсутствии световых контрастов и европейской перспективы.
В то время как «Группа ветеранов» объединена стремлением к ретроспек-тивизму, живописцы среднего поколения — Зейнул Абедин, Анвар уль-Хак, Сафи уд-Дин, принадлежащие к различным школам, — по тематике своей ближе к духу времени.
Зейнул Абедин — президент Школы искусств в Дакке (восточный Пакистан) — опытный и одаренный художник-акварелист, создавший реалистическую серию тонко прочувствованных бенгальских пейзажей (парусники на морском заливе, нежно-зеленые рисовые поля), а также многочисленные наброски женской натуры. В своих работах Абедин стремится к обобщениям, уделяя большое внимание цветовому пятну и передаче пространства (например, акварель «Путь к могиле Кваида»). Гражданские чувства художника в полной мере проявились во время катастрофического голода в Бенгалии в 1943 году, унесшего несколько миллионов человек. Подобно Атулу Босу, Абедин создал огромную серию зарисовок тушью, открываемых листом «Мадонна 1943», где изображен ребенок, приникший к иссохшей груди мертвой матери. Выполненные с беспощадной правдивостью, на простой оберточной бумаге, рисунки Абедина (общим числом около двух тысяч) служат обличительным документом системе хозяйничания английских колониалистов. Серия «Голод в Бенгалии» приобрела широкую известность за пределами Пакистана. Зейнул Абедин в последние годы много работает в различных материалах — деревянной гравюре, литографии, акватинте, сухой игле, приобщая к ним учеников Школы искусств в Дакке.
В настоящее время художники среднего поколения подпадают под влияние абстракционизма, импортированного с Запада после 1949 года.
Абстракционизм составляет третье направление пакистанской живописи. Его возглавляет бывшая до недавнего времени в одиночестве художница Зубейда Ага (например, «Пятая симфония Бетховена»), которая приобрела ряд последователей, в особенности из среды молодежи. Усиление абстракционистских тенденций находится в несомненной связи с политикой Пакистана, его экономическими и культурными контактами со странами Британского содружества, США и Японией. Однако в числе художников младшего поколения есть здоровые прогрессивные силы, стремящиеся к утверждению национального искусства (Аджмал Хусейн, Али Имам, Оззир Зуби).



<<< Искусство Индии.

Искусство Цейлона. >>>

История искусства >>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи