Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Романтики-«назарейцы».

Группа «назарейцев» создалась из немецких художников, собравшихся в Риме в 1810 году, когда после поражений при Иене и Ауэрштедте последнее и наиболее крупное из немецких государств — Пруссия — было разгромлено войсками Наполеона. Вся Германия, раздавленная и порабощенная, лежала у ног завоевателя. Отсюда и возникли у «назарейцев» настроения ухода от современности в мир мифов и преданий. Многие из них переходили в католичество. Их идеалом был монах-художник, обращающийся к творчеству с постом и молитвой. Они провозглашали фресковую живопись в духе старых мастеров высшей формой живописи и ставили своей целью ее воскрешение.
Фридрих Овербек, Петер Корнелиус. С наибольшей последовательностью эти принципы выразились в творчестве ведущих художников «назарейской» группы — Фридриха Овербека (1789—1869) и Петера Корнелиуса (1783—1867). Действительно, их произведения постоянно сохраняют характер контурного рисунка, картона, подцвеченного краской, играющей лишь второстепенную, вспомогательную роль в картине. Подражание старым мастерам придает их творчеству эклектический характер, ясно сказывающийся в копировании композиционных построений и в трактовке образов. Характерными примерами этого может служить «Торжество религии» Овербека (1830—1840-е гг., Франкфурт, эскиз в Эрмитаже) — композиция, построенная на весьма наивном подражании «Афинской школе» Рафаэля; «Всадники Апокалипсиса» (1841, Берлин, Национальная галерея) Корнелиуса, с не менее наивным перепевом гравюры Дюрера. Крупнейшими работами, в которых приняли участие все художники группы, были росписи на библейскую тему — из жизни Иосифа — в доме Бар-тольди, прусского консула в Риме, и росписи в вилле Массими на сюжеты из Данте, Ариосто, Тассо (1821—1828).
Сходясь с классицистами в принципе подражания старым мастерам и в точках зрения на метод рисунка и живописи, «назарейцы» объединились с эпигонами классицизма, и из их слияния создалось немецкое академическое искусство первой половины 19 века в своих господствующих реакционных тенденциях и архаизирующих приемах. Наибольшее значение приобрел Корнелиус, который последовательно был директором Академии в Дюссельдорфе, в Мюнхене и Берлине. Написанные им в Мюнхене фрески на античные сюжеты в Глиптотеке (1820— 1830) и «Страшный суд» в церкви св. Людвига (1836—1840) явились наиболее характерными произведениями немецкого академического искусства этого периода и длительно служили образцами, на которых воспитывалась художественная молодежь Германии.

<<< Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Романтизм.

Немецкое Искусство Первой Половины 19 Века. Романтический пейзаж. >>>

История искусства >>>