Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство хеттов и Митанни (18—8 вв. до н. э.)

Хетты представляли собой сложный конгломерат народов и племен: собственно хеттские племена жили в долине реки Галис в Малой Азии, где их государство существовало с 18 по 12 в. до н. э. В 12 в. до н. э. государство хеттов пало, но на окраине его, в северной Сирии, с 18 по 12 в. до н. э. продолжали существовать отдельные города-государства. Хетты сыграли значительную роль в передне-азиатской истории и являлись противниками Египта при фараонах Тутмесе IV и Рамсесе II.
Столицей хеттов в 18—12 вв. до н. э был город Хаттуса в районе реки Галис, памятники которого отличаются в стилистическом отношении от искусства хеттов северной Сирии, например города Каркемиша и других городов 12—7 вв. до н. э.
Архитектура хеттов. Хетты строили укрепленные города с мощными стенами и башнями, окружавшими поселение по кругу или эллипсу. Стены возводились из крупных необработанных глыб камня, так называемой «циклопической» кладкой, которая была применена хеттами впервые в истории архитектуры Передней Азии; ворота перекрывались ложным сводом. В хеттской архитектуре сложился и еще один тип построек, так называемых «бит-хилани» — зданий прямоугольной формы с открытой колоннадой на фасаде. Вход фланкировали четырехугольные в плане башни.
Скульптура хеттов. Базы колонн в хеттской архитектуре оформлялись в виде фигур животных, обычно львов и сфинксов. Вход в город, дворец и храм также украшался фигурами львов и сфинксов (этот прием позднее получил широкое распространение в архитектуре Ассирии). Так, например, были оформлены ворота оборонительных стен городов Хаттусы и Эйюка.
Хеттское искусство оставило нам много монументальных памятников: изображения богов и царей на каменных рельефах, вырезанных на скалах, и большие, монументальные каменные скульптуры, украшавшие стены дворцов. Фигуры отличались тяжелыми пропорциями, рельефы были плоскими, грубоватыми. Позже появились бытовые сцены и сцены охоты.
Рельефная фигура бога Тешуба, высеченная на внутренней стороне так называемых «царских ворот» города Хаттусы, является древнейшим и наиболее реалистическим в хеттском искусстве изображением человека.
Фигура мягко пролеплена и изображает бога в характерной короткой одежде хеттского воина, с широким поясом и топором-секирой в руке.
Митанни. Очень близко к искусству хеттов и искусство Митанни — государства, которое образовалось в 17 в. до н. э. на севере Двуречья, в центре пересечения торговых путей из южного Двуречья на Ливан и с восточного побережья Средиземного моря в Малую Азию и Ассирию. Наивысший расцвет Митанни падает на 16—14 вв. до н. э.
В этническом отношении, как и Хеттское государство, государство Митанни было неоднородно. Культура и искусство Митанни лишь недавно стали известны и сделались предметом научного изучения.
Храм Капары. Замечательным памятником архитектуры Митанни является дворцовый комплекс с храмом царя Капары в Телль-Халафе (11—9 вв. до н. э.). В стилистическом отношении он очень близок к хеттским постройкам. Особенно интересен бит-хилани храма, где перекрытие покоится на головах трех божеств, стоящих на спинах животных (Берлин). Обобщенно промоделированные огромные, статичные, раскрашенные фигуры из темно-серого камня с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, производят торжественное, величественное и даже несколько устрашающее впечатление. Стены храма внизу были покрыты плитами-ортостатами с плоскими, грубоватыми рельефами, т. е. был применен тот же прием украшения здания, как и в хеттском искусстве.
Искусство хеттов и Митанни имеет также общие черты с искусством Ассирии, Урарту и Закавказья.

<<< Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины (18—8 вв. до н. э.)

Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Древнего Закавказья >>>

Иллюстрации к разделу >>>