Испанское Искусство 17 Века. Живопись Испании во второй половине 17 века.

После смерти Веласкеса развитие испанской художественной школы совершается по нисходящей линии. Уже с середины 17 века можно отметить начало упадка испанской культуры, и в частности изобразительного искусства. В творчестве большинства художников, работающих в это время в Испании, явственно обозначается отход от строгой правдивости, простоты и жизненности, характерных для искусства лучших мастеров первой половины века. Постепенно теряется непосредственная связь искусства с окружающей действительностью, вместе с тем происходит и утрата народности и демократических тенденций, присущих творчеству таких художников, как Веласкес и Рибера. Искусству многих мастеров второй половины 17 века свойственны черты идеализации, искания декоративности, внешней эффектности. С другой стороны, можно отметить усиление в их творчестве мистических тенденций.
Бартоломее Эстебан Мурильо. Реалистические тенденции испанской живописи дольше всего хранила севильская художественная школа, выдвинувшая последнего крупного испанского художника 17 века — Бартоломео Эстебана Мурильо (1618—1682). В творчестве Мурильо строгий реализм и суровая простота искусства его старших современников заметно смягчаются. Его искусство более поверхностно, ему присущи искания внешней красивости, идеализирующие тенденции. Реалистические черты творчества Мурильо находят наиболее яркое выражение в его жанровых работах, изображающих севильских детей («Мальчик с собакой», 1650-е гг., Эрмитаж; «Мальчики за едой винограда и дыни», 1650-е гг., Мюнхен, и многие другие). Некоторые, особенно ранние религиозные картины мастера также отличаются жизненностью трактовки и привлекают своим лиризмом. Это характерно, в частности, для «Св. семейства» (конец 1650-х гг., Прадо) или «Благословения Иакова» (1650-е гг., Эрмитаж), где религиозный сюжет решается как жанровая сцена из испанской народной жизни. Однако часто религиозные композиции Мурильо приобретают декоративные черты, а образы, теряя жизненность и выразительность, становятся поверхностными, идеализированными и слащавыми. R этом отношении показательны хотя бы такие работы Мурильо, как «Видение св. Антония Падуанского» (1060-е гг., Эрмитаж), «Непорочное зачатие» (ок. 1678 г., Прядо) или многие мадонны, в свое время особенно прославившие художника. Мурильо принадлежит к числу наиболее крупных испанских живописцев. Необыкновенно мягкая, воздушная живописная манера и тонкое мастерство в передаче света составляют бесспорные достоинства большинства его работ. Колорит картин Мурильо отличается большим единством и лишь в поздних работах, в связи с усилением декоративных тенденций, приобретает излишнюю пестроту.
Вальдес Леаль. Другим видным представителем севильской школы в конце 17 века был Вальдес Леаль (1622—1690). Его нервное, темпераментное искусство очень отличается от спокойного лиричного искусства Мурильо. Мистицизм, которым проникнуты некоторые работы Вальдеса Леаля, столь же характерен для испанского искусства конца 17 века, как и присущие его творчеству декоративные тенденции. Особенной известностью пользуются картины Вальдеса Леаля на тему бренности земного существования («Иероглифы смерти», Севилья, госпиталь Каридад), в которых иллюзорность в трактовке деталей сочетается с фантастикой и ирреальностью целого. В творчестве Вальдеса Леаля нашли выражение реакционные тенденции испанской культуры второй половины столетия.

<<< Испанское Искусство 17 Века. Живопись первой половины 17 века.

Испанское Искусство 17 Века. Скульптура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>