Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. Живопись.

Станковая живопись занимает во французском искусстве 16 века значительно меньшее место, чем в искусстве других стран этого времени. В отличие от скульптуры она развивалась вне сферы влияния школы Фонтенбло. Широкого развития достигло только искусство портрета.
Современники высоко ценили Жана Клуэ (?—1541) — выходца из Нидерландов, поселившегося в Париже в 1516 году и после смерти Перреаля занявшего место королевского живописца. Немногие достоверные его работы («Мужской портрет», Виндзор) характеризуют его как художника, связанного со старой нидерландской традицией. Родом из Нидерландов был также Корнель де Лион, писавший тщательно проработанные портреты очень небольшого размера.
Франсуа Клуэ. Значительно более крупной фигурой был сын и преемник Жана Клуэ, Франсуа Клуэ (ок. 1510—1572). Его наиболее ранняя работа, относящаяся к полной зрелости мастера —«Портрет ученого аптекаря Пьера Кюта» (1562, Лувр), сочетает нидерландскую живописную технику с типом портрета, созданного во Флоренции Понтормо и Бронзино. Его придворные портреты («Карл IX», Вена и др.) соединяют холодную представительность и строгую сдержанность с правдивой передачей внешних черт моделей. Значительно интереснее его подготовительные рисунки, выполнявшиеся художником непосредственно с модели и имеющие вполне самостоятельное художественное значение. Внимание художника сосредоточено в них на тонкой и тщательной фиксации индивидуальных черт. Уступая Гольбейну в остроте характеристик, Клуэ заслуживает быть отнесенным к числу наиболее внимательных наблюдателей человеческого лица. Карандашные портреты, исполненные итальянским карандашом и подцвеченные сангиной и сухими пастельными красками, получили широкое распространение в середине и второй половине столетия. В придворных кругах было очень распространено собирание таких портретов своих современников, изготовлявшихся в большом числе рядом мастерских. Богатое собрание их имеется в Эрмитаже. Наиболее значительными среди специализировавшихся в этой области художников были братья Этьен и Пьер Дюмонстье.
Среди немногих исторических живописцев заслуживает быть упомянутым Жан Кузен Старший (ок. 1490—1560), которому принадлежит первая во французском искусстве картина, изображающая обнаженную женскую фигуру. Его «Ева» (Лувр), лежащая на фоне пейзажа, отличается холодной красотой, воплощая характерный маньеристический идеал красоты.
Он исполнял также картоны для шпалер и витражей и написал руководство по перспективе.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. Скульптура.

Искусство Возрождения. Искусство Чехии, Словакии и Польши. Чешское искусство 15—16 веков. >>>

Иллюстрации к разделу >>>