Искусство Возрождения. Искусство Нидерландов.

В первой трети 15 века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. Несмотря на отдельные национальные особенности, искусство этих стран характеризуется в 15 веке наличием ряда черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий 16 века продолжает развиваться в рамках готического стиля. Ведущая роль в развитии живописи 15 века принадлежит Нидерландам, оказывающим значительное влияние на Францию и Германию; в первой четверти 16 века на первое место выдвигается Германия.
Общим для искусства Возрождения в Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Задачи эти решались, однако, различно, соответственно различному характеру культуры.
Внимание нидерландских мастеров привлекали раскрывающееся перед взором человека неисчерпаемое богатство форм природы и многообразие индивидуального облика людей. Характерное и особенное преобладает в творчестве художников северных стран над общим и типичным. Им чужды искания художников итальянского Возрождения, направленные на раскрытие закономерностей природы и зрительного восприятия. Вплоть до 16 века, когда влияние Италии как в общей культуре, так и в искусстве станет играть важную роль, их внимание не привлекут ни теория перспективы, ни учение о пропорциях. Нидерландские живописцы разработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им с не меньшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глубины пространства. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света; они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д.). Воспроизводя с предельной тщательностью мельчайшие детали, они с такой же обостренной зоркостью воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи, «открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку; с середины 15 века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии.
В отличие от Италии в северных странах не имелось условий для сколько-нибудь значительного развития монументальной живописи; видное место принадлежит в 15 веке во Франции и в Нидерландах книжной миниатюре, имевшей здесь прочные традиции. Существенной особенностью искусства северных стран было отсутствие предпосылок для того интереса к античности, который столь большое значение имел в Италии. Античность привлечет внимание художников только в 16 веке, вместе с развитием гуманистических штудий. Главное место в продукции художественных мастерских принадлежит алтарным образам (резным и живописным складням), створки которых с обеих сторон покрывались изображениями. Религиозные сцены переносятся в реальную жизненную обстановку, действие происходит часто среди пейзажа или в интерьере. Значительное развитие получает в Нидерландах еще в 15 веке, а в Германии в начале 16 века портретная живопись.
В течение 16 века происходит постепенное выделение в самостоятельные жанры бытовой живописи, пейзажа, натюрморта, появляются мифологическая и аллегорическая картины. В 15 веке возникает новый вид изобразительного искусства — гравюра на дереве и на металле, достигающая быстрого расцвета в конце столетия и первой половины 16 века; особенно большое место они занимают в искусстве Германии, оказывающем влияние на развитие нидерландской и французской графики.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Испании. Живопись 16 в.

Искусство Возрождения. Нидерландское искусство 15 века. >>>

Иллюстрации к разделу >>>