Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Скульптура.

Ранняя скульптура Японии связана с заупокойным культом и религией буддизма. Глиняные фигурки святых, учеников Будды, выполненные в 711 году и хранящиеся в пагоде храма Хорюдзи в г. Нара, поражают своим реализмом. Разные типы людей и различные степени проявления горя изображают художники в экспрессивных фигурах изможденных аскетов, содрогающихся от рыданий, причитающих с закрытыми глазами или, запрокинув голову, издающих вопли отчаяния.
С течением времени скульптура делается более каноничной. Персонажи буддийского пантеона — бодисатвы, стражи, а также драконы, львы, слоны и прочие символические животные постоянно помещаются в храмах. В условиях влажного климата Японии скульптура большей частью делалась из дерева, крытого золотым лаком.
Монументальная скульптура. Помимо храмовых изображений, связанных с архитектурой, монументальная скульптура представлена гигантскими, бронзовыми или деревянными статуями Будды, из которых наиболее почитаема Даи-Бутсу (Великий Будда) в Камакуре, близ Иокагамы, воздвигнутая в 1252 году.
Будда Камакура, спаянный из бронзы, имеет высоту 12 метров при длине лица в 4 метра. Он пуст внутри, и лестница позволяет подняться до высоты плеч, откуда, через два маленьких отверстия открывается прекрасный вид на окрестности.
Величественная фигура выражает главную идею буддизма — душевный покой, бесстрастие и самосозерцание. Полузакрытые глаза и загадочная улыбка чуть склоненной под тяжестью дум головы оставляют впечатление внутренней силы и значительности.
Мелкая пластика — нетцке. К 17 веку большое распространение получила миниатюрная скульптура — нетцке — костяные или деревянные фигурки ремесленников, актеров, мифологических героев и животных с двумя просверленными дырочками, через которые продевался шнурок от кисета, веера или футляра. Это была часть национальной японской одежды, обычно лишенной карманов. Шнур нетцке прихватывался поясом, а сама фигурка вывешивалась поверх.
Нетцке и более крупные, до 10—12 сантиметров, фигурки из слоновой кости — окимино — особенно привлекательны жанровой тематикой, в которой отражается жизнь народа. С юмором, гротескной остротой изображают, например, резчики, как продавец птиц зазывает покупателей, бродячие актеры — манзаи — поют новогодние песни, женщина чистит рыбу; дети разбивают вазу, пытаясь вызволить свалившегося туда шалуна. В миниатюрной скульптуре так же, как и в гравюре на дереве, выражены дух японского народа, его отношение к жизни, оптимизм и острота мысли.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Архитектура.

Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Живопись. >>>

Иллюстрации к разделу >>>