Искусство Древнего Египта. Искусство первой половины Нового царства. Время правления XVIII династии.

История Среднего царства закончилась ослаблением центральной власти. Напряженная обстановка внутри страны, в результате борьбы отдельных номов между собой и недовольства масс страшным угнетением, еще усложнилась из-за нашествия около 1700 г. до н. э. племен, известных под названием «гиксосы». Они захватили Нижний Египет и принудили князей Верхнего Египта платить им дань. Власть гиксосов над Египтом держалась около ста лет. Борьбу за их изгнание и за новое объединение страны возглавили фиванские князья. Завершил эту борьбу фараон Яхмес I, первый царь XVIII династии.
Являясь вождями в период войн за обладание Нижним Египтом, фиванские князья получили снова возможность рассматривать всю землю как свое личное достояние; власть фараонов новой, XVIII, династии вырастает неизмеримо по сравнению со значением фараонов Среднего царства. Престиж фараона по-прежнему поддерживается провозглашением его божественности. Цари Нового царства именуются «сыновьями бога Амона по плоти их». Огромную роль начинает играть жречество, особенно фиванское, служившее одной из главных опор царской власти.
Второй силой, на которую опирались фараоны, было постоянное войско, ставшее необходимым вследствие новой политики фараонов, направленной на расширение границ египетских владений. Верхушка этого постоянного войска — колесничий (лошадь, колесница и тактика колесничного боя были заимствованы у гиксосов и введены в обиход после их изгнания) вербовалась из среды египетской знати. Выдающуюся роль в этом строго централизованном государстве стало играть также чиновничество.
Период Нового царства характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческих отношений и повышением удельного веса частных рабовладельческих хозяйств. Царская власть, стремясь ограничить могущество знати, пытается опереться на более широкие слои рабовладельцев.
Культура и искусство процветают во время XVIII династии. Широкие сношения, торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство, которое не порвало с традициями предшествующих периодов, проникли и новые черты.
В результате победоносных войн в Египет поступали огромные богатства. В быту необычайно разбогатевшей правящей верхушки общества появилось стремление к роскоши, утонченности в одежде, украшениях, обстановке жилищ. В связи с этим и перед искусством были поставлены новые задачи; для него стало характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Обогащение страны способствовало и развертыванию широкого строительства во всех главных центрах Египта.

<<< Искусство Древнего Египта. Художественное ремесло Среднего царства.

Искусство Древнего Египта. Архитектура XVIII династии. >>>

Иллюстрации к разделу >>>