Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Живопись. Период династии Тан (618—907)

Буддийская живопись. В период Тан живопись также вступает в полосу высокого расцвета. В стенных росписях буддийских монастырей наблюдается установление китайской иконографии и переработка индийских и центральноазиатских черт, ярче выраженных в искусстве времени Вэй. Усложняются композиции, в которых преобладает стремление к парадности. Так же, как в скульптурах, устанавливается тип полных лиц. Фигуры выполняются свободнее, нередко передается движение. Меняется колорит росписей. На смену легким зеленоватым, голубым, серым или плотным красным, синим, коричневым краскам приходит богато насыщенная гамма ярких красок в новых сочетаниях.
Особенно интересны развивавшиеся в буддийских стенных росписях при танской династии обрамления центральных композиций, в которых изображались многочисленные легенды из жизни Будды. В этой части росписей художники чувствовали себя более независимыми от связывающих уз канона и отразили в них интерес к реальному миру, жизни простых людей, животных, пейзажу.
Светская живопись. Главным центром развития живописи в периоды Тан и Сун был дворец императора. Сильнейшие придворные живописцы являлись одновременно крупными чиновниками, учеными, поэтами, каллиграфами. Многие из них в то же время участвовали в создании росписей в буддийских и даосских храмах, а также писали иконы на шелке и холсте. Прогрессивную роль играло основание Академии Ханьлинь, куда стали входить и лучшие мастера живописи.
Живопись «фигур». ЯньЛи-бэнь. Выдающимся художником начала правления Танов был Янь Ли-бэнь (600—673), происходивший из семьи крупных придворных живописцев. Сменив брата, он стал одним из двух первых чиновников страны. («Один — сильнейший в военном деле, второй — лучший в области искусства».) Янь Ли-бэнь работал над «живописью фигур», продолжая и значительно развив традиции Гу Кай-чжи. От его многочисленных произведений сохранился лишь один подлинный свиток с портретами тринадцати императоров династий Хань до Суй, хранящийся в Бостонском музее. В нем он создал яркие образы людей, живших задолго до его времени. Его портреты выразительны и обнаруживают тонко переданные индивидуальные черты характера.
Всеобщее восхищение современников Янь Ли-бэня и позднейших критиков вызывала несохранившаяся картина «Приношение дани». Художник изобразил в ней бесконечные процессии иноземцев, проявив присущее ему чувство глубокого интереса ко всему новому, что попадало в орбиту его внимания. Вместе с тем в этом свитке нашло прямое отражение свойственное эпохе широкое общение Китая с множеством народов и стран, представители которых съезжались ко двору танских императоров.
Могучий талант Янь Ли-бэня связывала придворная обстановка. До нас дошли сетования художников на мелочные поручения императора, унижавшие его достоинство и отвлекавшие от основных творческих задач, над которыми работал мастер.
У Дао-цзы. Крупнейшим мастером эпохи был У Дао-цзы (первая половина 8 в.). Его богатое творческое наследие погибло в периоды разрушения храмов. Но с его именем связываются традиции, которым следовали многие художники, создававшие росписи в пещерах Могао (монастырь «пещеры тысячи будд», Дунь-хуан). Сохранившееся из числа немногих подлинное произведение У Дао-цзы — вырезанное на камне изображение божества Гуань Инь, бывшего одним из его любимых сюжетов. Образ божества трактован художником с предельным чувством жизни. Меняющаяся в каждой извилине линия полна выразительности и тончайших оттенков в передаче лица, тела и ниспадающих складок одежды.
Чжоу Фан. В творчестве Чжоу Фана (780—810) совмещался интерес к различным сюжетам. Наряду с буддийскими и даосскими темами он постоянно обращался к придворному быту. Во дворце древностей (Гугун) в Пекине хранится свиток живописи Чжоу Фана «Придворные дамы». На гладком шелке в ритмичном чередовании он изобразил женщин в нарядном платье, цаплю и двух маленьких собачек, с которыми они играют. Плавные и выразительные движения фигур, подчеркнутые складками живописно ниспадающих тканей одежды, богатый колорит, изящество рисунка оказывают Чжоу Фана чутким живописцем придворного быта, в изображении которого он сумел осветить быт придворной среды и специфические черты своей эпохи.
Анималистическая живопись. Одновременно развивается и анималистическая живопись. Так, художник Хань Ган (8 в.) сосредоточил внимание на изображении лошадей из конюшни императора, в которой насчитывались десятки тысяч коней редкой породы. Художник Тай Сун (8 в.) писал буйволов. Редкие сохранившиеся произведения этих художников свидетельствуют о достижении большого совершенства в выбранном ими жанре.
Пейзаж. Интерес к изображению пейзажа прослеживается в китайской живописи еще в Ханьское время. В каменных рельефах Сычуани встречаются изображения гор и деревьев, иногда лесных зарослей, среди которых идет охота. Значительно больше места уделяется пейзажу в росписях пещерных храмов периода Вэй и последующих.
Впервые в качестве самостоятельного жанра пейзаж отвоевывает право на существование с 7 века. Шань-шуй — «горы и воды», направление, которому отныне стала принадлежать ведущая роль в развитии китайской живописи во все последующие времена.
Двумя крупнейшими художниками пейзажной живописи, работавшими в различной манере, были Ли Сы-сюнь (651—716) и Ван Вэй (699—759, Мо Цзи). Оба художника занимали крупные государственные посты. Подлинные произведения обоих мастеров не сохранились.
Ли Сы-сюнь. Ли Сы-сюнь создавал грандиозные феерические композиции, в которые вносил множество мелких деталей, всегда умело подчиняя их единому композиционному замыслу. Его живопись отличалась утонченностью и сочным колоритом, с преобладанием бархатистых, изумрудно-зеленых тонов рядом с темно-красными и золотистыми. Он любил освещать вершины гор последним лучом заходящего солнца. Нередко применял золотой контур. Он писал с высокой точки зрения бесконечные просторы горных цепей и водных пространств, в которые вкладывал ощущение бесконечности видимого мира. Его произведения оставили глубокий след в дальнейшем развитии пейзажной живописи и вызывали многочисленных последователей.
Ван Вэй. Ван Вэй (после принятия монашества Мо Цзи) совмещал искусство художника, музыканта, каллиграфа и поэта. И в поэзии, и в живописи он прежде всего был лириком. Стихи его дошли до нас и дают право непосредственной оценки его творчества. Ван Вэй любил и воспевал природу. Он видел природу глазами поэта, умевшего осветить наиболее привлекательные ее черты. И его стихи, и пейзажи (по копии картины «Прояснение после бури в горах») часто проникнуты грустным настроением, которое он умеет показать путем красивых, выразительных сопоставлений.

За плетнем из магнолий
Угасающий отблеск зарницы
Уж осенние горы вобрали.
За передними — в темные дали —
Устремились отставшие птицы.
Яркий свет и темная зелень
Различаются ясно порою:
Видно сумерки горною мглою
Никуда еще не осели.
(Ван Вэй. Перевод Ю. К. Щуцкого. «Антология китайской лирики». 1923)

Его глубокое чувство природы позволяло ему создавать картину, иногда не считаясь с временами года и помещая одновременно явления четырех сезонов сразу. Для Ван Вэя характерен серебристый монохромный колорит, иногда расцвеченный зеленоватыми тонами. Наряду с пейзажами Ван Вэй уделял много внимания буддийским сюжетам.
Искусство периода «пяти династий». С середины 8 века начинается политическое и экономическое ослабление страны. Укрепление отдельных феодалов, концентрирующих в своих руках огромное количество земель и стремившихся к полному закабалению крестьян, вызывало подъем крестьянских восстаний и подготовило почву для нашествия кочевых племен и распада китайского государства. «Период пяти династий» предшествует новому объединению страны в 960 году на меньшей территории под управлением династии Сун (960—1279).
В 10 веке значительное развитие получает пейзажная живопись. Художники ищут новых средств для выражения своего отношения к природе. Постоянное наблюдение природных явлений и их глубокое изучение приводят к новым достижениям в передаче воздушной среды, перспективы, освещения. Настойчивые искания художников имели большое значение для дальнейшего развития китайской живописи.
Сохранились имена крупнейших мастеров этого времени (пейзажист и теоретик Цзин Хао, мастер живописи «цветов», Хуан Цюань — основатель метода «бесконтурной» живописи и др.), но их произведения почти не дошли до нашего времени.
Большие сдвиги наблюдаются и в других живописных направлениях. Так, например, среди произведений фигурной живописи большой известностью пользуется картина придворного художникаГу Хун-чжуна (910—980) «Ночная пирушка» (Гугун, Пекин), исполненная по заказу императора. С большим мастерством, в замечательном колорите Гу Хун-чжун изобразил несколько эпизодов ночного праздника в доме знатного вельможи.


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Скульптура. Период династии Тан (618—907)

Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Период Сун (960— 1279) и Юань (1280—1368) >>>

Иллюстрации к разделу >>>