Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Станковая живопись. Период династий Северной Вэй и Ци (4 — 6 вв.).

Китайская станковая картина выполнялась минеральными или растительными водяными красками на тонком шелке и оформлялась в виде свитка. Горизонтальная форма свитка большей частью использовалась для сюжетов повествовательного характера. Вертикальную форму свитка предназначали для декоративных сюжетов. Вертикальные свитки служили для украшения стен, горизонтальные хранились в футлярах.
Гу Кай-чжи. Единственная сохранившаяся станковая картина на шелке «Наставление женщинам» приписывается художнику и ученому Гу Кай-чжи (346—407, Британский музей). Сложность композиции и совершенство живописи свидетельствуют о длительном пути развития станковой живописи в Китае до Гу Кай-чжи, что подтверждает, помимо сведений письменных источников, находка фрагмента картины на шелке с изображением девушки, феникса и дракона при раскопках возле г. Чанша, датируемых 5—3 веками до н. э.
На горизонтальном свитке работы Гу Кай-чжи размещены в чередовании с текстом девять самостоятельных по сюжету картин, иллюстрирующих поэму Чан Хуа (346—407). Большая часть композиций выполнена на фоне гладкого шелка. Лишь в одном случае мастер вводит пейзаж, в другом — интерьер спальни.
Особенность живописи Гу Кай-чжи — выразительность, тонкость и плавность линии. Основное внимание художника сосредоточено на изображении человеческой фигуры. В его картинах она имеет несколько вытянутый характер — черта, отмеченная в буддийском искусстве и погребальной пластике этого времени. Велико искусство Гу Кай-чжи в размещении фигур в пространстве и передаче внутренней связи между членами группы. Он стремился «не к изображению внешних форм, но старался вскрыть глубокий характер, душу существа и вещей» (приписывается Гу Кай-чжи). Наиболее значительным видом искусства, изображающим человека, художник считал портрет, в котором главное — выполнение глаз, «отражающих душу человека».
Темой одной из девяти композиций свитка Гу Кай-чжи избрал семейный портрет. Взяв за основу композиции треугольник, он разместил фигуры одну за другой в диагональном перспективном направлении к центру. На первом плане справа — глава дома с супругой. Слева — две молодые женщины с детьми на руках. Одна из них причесывает сына, который с плачем вырывается из рук матери. Верхнюю часть группы завершают старик и две девушки. В сложном семейном портрете Гу Кай-чжи сумел совместить торжественную парадность и бытовые черты, оживляющие группу.
При участии Гу Кай-чжи складывались эстетические теории, оформленные в 5 веке художником Се Хэ как «Шесть правил живописи», получившие впоследствии много противоречивых толкований. Аналогичные трактаты возникали в поэзии и каллиграфии, в искусствах, развивавшихся в Китае в тесной связи и взаимодействии с живописью.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Период династий Северной Вэй и Ци (4 — 6 вв.).

Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Период династии Тан (618—907) >>>

Иллюстрации к разделу >>>