Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Живопись.

Между живописью Аджанты и миниатюрой 17—18 веков существует лакуна. Литературные источники упоминают о разнообразных монументальных росписях на эпические и жанровые темы во дворцах 11 века, следы фресок имеются в средневековых замках Раджпутаны (Джайпур, Удайпур, Беканир, Иотпур), но явления эти единичны и стенопись, как и в Иране, уступает в Индии место миниатюре.
Миниатюра. Ранние образцы миниатюр, сделанные на пальмовых листьях, сохранились с 12 века. Они происходят из районов Гуджерата, Бенгалии и Непала и иллюстрируют религиозные тексты.
Расцвет миниатюры падает на 16—18 века. В этот период имеют место несколько художественных школ, из которых главные — могольская и радж-путская.
Могольская школа. Могольская школа, возникшая с приходом бабуридов, развивалась на первых порах в контакте с миниатюрной живописью Средней Азии и Ирана, в особенности с гератской школой, откуда в Индию попал ряд мастеров после разгрома Герата шейбанидами и Исмаилом Сефеви. Наряду с пришельцами работали и местные художники.
Могольская школа складывалась как придворная. Здесь изображались развлечения, военные эпизоды, приемы, царские охоты, фейерверки, посещение шахом отшельника, гаремные сцены и т. д. («Борцы перед шахом» из собрания ГПБ в Санкт-Петербурге).
Наивысшего подъема могольская миниатюра достигла во вторую половину 16 и в первую половину 17 веков. Падишахи Акбар (1556—1605), Джехангир (1605—1627) и Шах-Джехан (1628—1658) содержали китаб-ханэ, наблюдали за изготовлением рукописей, давали темы миниатюристам.
Выполненные на отдельных листах, в большом размере, миниатюры моголов гораздо реже, чем, например, иранские, иллюстрируют тексты рукописей (за исключением исторических хроник и ботанических трактатов. Прекрасный экземпляр подобного рода миниатюр к рукописи «Бабур-намэ» (мемуары основателя династии Бабура) хранится в Музее восточных культур в Москве). Это обстоятельство так же, как развитие портрета, в том числе в массовых сценах, и знакомство с линейной и воздушной перспективой, является данью времени.
Особенность могольской школы — профильный портрет, весьма глухая, холодная цветовая гамма, с применением разбелки, частое использование техники сияхи-калям — черного тушевого рисунка по бумаге цвета слоновой кости.
В эпоху расцвета могольская миниатюра отличается блестящим техническим мастерством, изысканным рисунком, ювелирной тонкостью в передаче бытовых деталей (в изображении оружия, утвари, ковров, одежды и т. д.).
Знакомство с западноевропейской гравюрой и живописью привело к некоторым заимствованиям сюжетов, обогатило миниатюру моголов, в особенности в отношении психологической характеристики («Писец-хроникер»).
В конце 17 века богобоязненный и недальновидный падишах Аурангзеб круто изменил политику поощрения художественного творчества в стране.
Закрытие придворных мастерских пресекло развитие могольской миниатюры. Художники разъехались в услужение к раджам Раджпутаны и Декана; могольская миниатюра слилась с местными школами, приобретя, вместе с тем, большую широту тематики и вобрав черты народного творчества. Примером может служить живопись маленького княжества Кангра в Пригималайской области.
Раджпутская школа. Раджпутская школа миниатюры издревле существовала на территории Индии, хотя сохранившиеся ее произведения относятся к сравнительно позднему времени — 16 веку.
От могольской миниатюры раджпутская отличается и по содержанию, и по техническим приемам. В частности, основным материалом служат не темперные краски, как у моголов, а акварель, иногда смешанная с клеем, иногда данная размывом. Для раджпутской миниатюры характерно обильное применение золота.
Работы мастеров этой школы посвящены главным образом религиозно-мифологическим (не мусульманским) преданиям средневековой Индии и лирико-бытовым мотивам. Часто встречаются темы весны и любви, где главными действующими лицами являются «божественный возлюбленный» Кришна и его подруга, пастушка Радха; Шива и его супруга Парвати. Весьма распространены были также сельские сцены («У колодца», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Раджпутские миниатюры рассчитаны на более демократические круги зрителей, чем миниатюра моголов. Они очень просты по своему художественному строю, связаны с народным искусством — керамикой, набойкой; обычно они иллюстрируют хорошо известные легенды и эпос.
В композициях раджпутской школы живописи большую роль играет пейзаж. Произведения отличаются обилием золота, яркой красочной гаммой в оранжево-зеленых сочетаниях.
Раджпутская миниатюра пережила могольскую школу и в 18 веке сохраняла еще высокие художественные качества.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Скульптура.

Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Прикладное искусство. >>>

Иллюстрации к разделу >>>