Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Архитектура.

Отличительные особенности архитектуры Индии 7—8 веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья.
Культовое зодчество. Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения 7—8 веков посвящены божествам Вишну и Шиве.
В 7—8 веках еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (7—8 вв.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.).
К 10—11 векам на юге складывается планировка индуистского храма, состоящего из нескольких прямоугольных, заключенных одна в другую оград с башнями-гопурам на взаимно-перпендикулярных осях. Индуизм — форма брахманизма, утвердившаяся после вытеснения буддийской религии.
Храм в Танджоре. Храм в Танджоре (11—18 вв.) — грандиозный комплекс с оградами-галереями, где поддерживающие столбы украшены прямоугольными барельефами с изображением человеческих фигур и целых сцен. Надвратные башни-гопурам имеют форму сплющенной и усеченной сверху пирамиды, сплошь покрытой скульптурой. Многочисленные изображения в канонических позах «мудра» и пантомимы на религиозно-мифологические сюжеты предназначались для наставления верующих в учении индуизма.
Северные храмы. Северные храмы образуют силуэт, тяготеющий к вертикали. Состоящие из нескольких частей (1—2 преддверия, зал для молящихся, святилище), эти храмы достигают 35—50 метров высоты за счет башни, расположенной над святилищем.
Башня храма Лингараджа комплекса Бхубанесвар (ок. 1000 г. н. э.) возвышается на 55 метров и по форме напоминает плод дыни с надетым на него ребристым валиком. К этой башне примыкают пирамидальные, унизанные скульптурой перекрытия преддверий и зала для молящихся. План храма Лингараджа состоящего из четырех смежных помещений, имеет выраженную протяженность. Сходным же образом построен храм Кандарья Махадэва в Кад-журахо, близ Гвалиора (11 в.).
Архитектура Северной и Центральной Индии при правлении мусульман 13—17 веков.
Новый этап в искусстве Индии связан с периодом так называемых «мусульманских вторжений», начавшихся с эпизодических набегов газневидов в 11 веке, а затем сменившихся продолжительным владычеством таких династий, как Делийский султанат (13 в.) и империя Великих Моголов (14—17 вв.).
Мусульмане являлись феодальной господствующей верхушкой в центральных и северных областях государства и вели широкое строительство. Возникли новые задачи создания мечети, дворца, мавзолея, медресе.
Завоеватели принесли в индийское зодчество применение кладки на растворе, что позволило употреблять новые конструкции (арки и купола); ввели минарет и айван, применяли сталактиты, часто использовали орнамент, который занял место фигурных изображений. В областях Индии, где господствовал ислам, архитектура приобретает строгий, рациональный характер, оживляемый лишь цветом естественных пород камня.
Но неверно было бы отделять так называемое «мусульманское» искусство от «домусульманского», считать, например, архитектуру Великих Моголов импортированной, созданной исключительно под влиянием религиозных задач. Работавшие на строительстве индийские мастера приспосабливали к новым требованиям свои самобытные традиции, формы и приемы. Архитектура Индии 16—17 веков сильно отличается по характеру от зодчества Средней Азии, Ирана и Афганистана этого времени. Так, например, в Индии в качестве конструктивного приема постоянно употреблялась постановка на платформе; окружение купольного святилища четырьмя павильонами (панч-ратна). Облицовка поливным изразцом не получила распространения, но широко применялись сочетания разных сортов материала (например, мрамора и песчаника), ажурная резьба по мрамору. Согласно исконной индийской традиции зодчие большое внимание уделяли созданию искусственного пейзажа (цветников, водоемов), умению связать архитектуру с красотой природы.
Архитектура периода Делийского султаната. Архитектура периода мусульманских династий в Северной и Центральной Индии отличается своей масштабностью, широким применением портально-купольных композиций, утонченностью и разнообразием форм. К числу выдающихся произведений времени Делийского султаната (13 в.) относятся развалины мечети Куттуб ад-дина и минарет Кутб-минар.
Мечеть Куттуб ад-дина. Переделанная из храма Вишну, мечеть Куттуб ад-дина выделяется высоким айваном главного входа, обрамляющим стрельчатую арку. Индийские пластические традиций (старые колоннады с рельефами, вырезанными по мотивам индийской флоры) сочетаются в этом памятнике со строгими геометрическими членениями исламской архитектуры.
Минарет Кутб-минар. Семидесятидвухметровый Кутб-минар, построенный в 1231 году, представляет собой башню пучкообразной формы с пятью ярусами балконов, украшенных сталактитами. Нижнее основание минарета — 16 метров, верхнее — 4 метра. Употребление разного строительного материала (желтый известняк и красный песчаник) привело к интересным цветовым сочетаниям. Цветовые эффекты усиливаются светотеневыми: нижний отрезок башни сложен из колонн, чередующихся с выступающими углами, второй состоит из одних полуколонн, третий — из выступающих углов.
О сооружении Кутб-минара существуют романтические предания, но, скорее всего, — это сторожевая башня. Уходящая далеко в голубое пространство неба, она покоряет своей простотой и величавой гармонией.
Архитектура периода Великих Моголов 16—17 веков. Зодчество Великих Моголов, династия которых воцарилась в Индии с приходом среднеазиатского тимурида Бабура в 1526 году , — период расцвета т. н. индо-мусульманской архитектуры. Столицами Великих Моголов были Дели и резиденция в 250 километрах южнее по течению реки Джамны — Агра (Акбар-Абад).
Культовые сооружения. При Великих Моголах воздвигают мечети и мавзолеи, применяя к ним формы, выработанные в староиндийской архитектуре. Так выполнена, например, поставленная на платформе усыпальница Шер-Шаха Сур в Сахсараме (1540).
Мавзолей Тадж-Махал. Венцом погребальной архитектуры Индии и одним из знаменитейших памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), построенный в Агре императором Шахом Джеханом в память любимой жены (Сам император похоронен там же).


Мавзолей Тадж-Махал в Агре. План

Здание, стоящее на платформе, на берегу реки Джамны, в плане имеет вид квадрата со срезанными углами. Мавзолей сложен из белоснежного мрамора, и перекрыт пятью куполами. Центральный луковичный купол значительно возвышается над остальными. Общая высота сооружения — 75 метров.
Два здания из красного песчаника по сторонам и индийская разбивка кипарисового сада с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот гармоничный ансамбль.
Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Декоративное убранство — резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору; особенно хороша окружающая надгробные камни мраморная ширма тончайшей ажурной работы.
Одной из примечательностей интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово, или музыкальная фраза, произнесенные шепотом, но значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.
Стройный, гармоничный силуэт Тадж-Махала, отражающийся в воде, одинаково хорош и при свете солнца, и ночью, когда полированный мрамор стен и легкий купол мавзолея мерцают в лунном сиянии.
Пятничная мечеть в Дели. Построенная в 1644—1658 годах, пятничная мечеть (Масджиди-Джума) в Дели является крупнейшей в Индии. Поставленная на десят.иметровой платформе, на самом высоком месте города, она импозантно доминирует над ним. Айван мечети возвышается на 61,3 метра. Здание сложено из красного песчаника, а три луковичных купола облицованы белоснежным мрамором с вертикальными черными перехватами.
С 17 века в архитектуре Великих Моголов большое распространение получает многолопастная фестончатая арка, которая находит применение и в культовом, и в гражданском строительстве.
Храмы юга 17—18 веков. Стиль южноиндийских храмов 17—18 веков развивается независимо от могольской архитектуры, продолжая традиции индуистских храмов типа Танджора. Комплексы, где внутри нескольких прямоугольных концентрических оград помещается святилище, достигают колоссальных размеров (например, сторона внешней ограды тянется на 700—800 м). Над воротами подымаются грандиозные, в 50—60 метров, башни-гопурам, покрытые скульптурой из резного камня или раскрашенной терракоты. Наиболее знаменитые комплексы находятся в Шрирангаме (13—18 вв.) и Мадуре (1623—1645).
Гражданское зодчество. Красный форт в Дели. Из гражданских сооружений Великих Моголов большой интерес представляют крепости-форты Дели и Агры. Ядро Красного форта (назван так по цвету строительного материала-красного песчанника) было заложено при делийских султанах в 13 веке. Великие Моголы расширили крепость, которая превратилась в комплекс общественных и интимных построек, расположенных среди парков и цветников, обнесенных крепостной стеной с башнями.
Главный вход оформлен башнями, перекрытыми своеобразными индийскими шлемовидными шатрами.
Основные павильоны Красного форта — краснопесчаниковый зал общественных приемов (диван-и-ом) и беломраморный зал частных приемов (диван-и-кхас) представляют одноэтажные здания, стены которых прорезаны многолопастной аркадой, ведущей во внутренние помещения.
По углам плоских крыш поставлены шатры, такие же, как над главным входом.
Комнаты в павильонах Красного форта щедро украшены резным и инкрустированным мрамором. В этом материале выполнены и бордюр вокруг бассейна с ароматической водой, и трон зала общественных приемов, и ажурная решетка, отделяющая официальную часть от интимной, и мраморные ложа ручейков, бегущих вдоль стен.
Дворцы резиденции форта Агры обладают теми же особенностями, что и делийские.
Жилые дома. Жилые дома индийцев возводились из камня, глины на деревянном каркасе или тростника в зависимости от местных условий, которые определили и своеобразие форм.


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период.

Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Скульптура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>