Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Прикладное искусство.

Прикладное искусство Ирана развивалось в трех основных направлениях: в виде керамики, металлопластики
(сосуды, оружие) и ткачества (ткани, ковры).
Центрами производства керамики были Кашан, Рей, Верамин, Иезд. Наиболее распространенная техника — сосуды из фаянса с поливой. Орнамент растительный, эпиграфический и сюжетный. Особый интерес представляет расписная рейская керамика 12—13 веков со сценами на темы поэтических произведений.
В 13 веке очень распространено было также покрытие керамики и изразцов люстровой поливой. Люстровые изразцы особенно охотно применяли для облицовки интерьеров мавзолеев и михрабных ниш мечетей (например, изразцы из мавзолея Имам-заде Яхья в Верамине, собрание Эрмитажа, Санкт-Петербург, 13 в.).
Производство изделий из металла особенно развито было в Герате (12 в.). Там изготовляли бронзовые сосуды, калямданы (пеналы), подсвечники и другие вещи, инкрустированные серебром. Орнаментация та же, что и в керамике.
Другими центрами производства художественной бронзы были Нишапур, Исфаган и Шираз.
Шелковые, парчовые и бархатные ткани Ирана славились далеко за пределами страны. Сюжеты их орнаментации — цветы и человеческие фигуры, часто на темы поэтических произведений. Особенно распространены были фигурные изображения на тканях 16—17 веков, когда в орнаментации были сильны влияния тебризской и исфаганской школ миниатюр (известно, что рисунки для тканей и ковров делали миниатюристы).
Ковры 15—16 веков подразделяются на несколько групп по местам и типам производства. Известны ковры, изготовлявшиеся на северо-западе (так называемые азербайджанские и курдские ковры), северо-востоке (хорасанская группа), в центре (Исфаган) и на юге (Шираз).
Ковры разделялись на два типа: выполненные народными мастерами, преимущественно кочевниками, и выполненные в придворных мастерских. Последние изображают чаще всего кипарисовый сад с бассейном посредине (так называемые садовые ковры) или сцены охоты (охотничьи ковры) и сражений. Ковры с сюжетными изображениями украшали светские здания.
В конце 17 века в ковровом искусстве исчезают фигурные изображения, и одним из излюбленных сюжетов становится растительный орнамент с вазой, из которой расходятся и заполняют все поле ковра ветви с листьями и цветами.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Позднегератская школа.

Искусство Средних Веков. Искусство Малой Азии и Османской Турции. >>>

Иллюстрации к разделу >>>