Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Раннегератская школа.

Раннегератской школе, непосредственно связанной с предшествующим периодом, в частности с ширазской школой (конец 14 в.), свойственны небольшое число действующих лиц и близость к тексту. Композиция простая, ясная, часто симметричная, разделенная по осевой линии человеческой фигурой, деревом или ручьем, контуры гибкие, плавные.
Материалом миниатюр служат гуаши, письмо носит плотный, непрозрачный характер, без моделировки цветом и светотенью.
Ограниченность изобразительной системы средневекового художника (да и поэта) приводит к тому, что миниатюры в большинстве случаев являются иллюстрацией действия, хода событий, но не ставят целью выразить душевную жизнь героев. Эмоции выражаются жестом, а не мимикой лица.
Персонажи отличаются иногда атрибутами — кафтан из тигровой шкуры у богатыря Рустема, набор инструментов у каменотеса Фархада, фартук — у кузнеца Кавэ.
Вместе с тем гератские миниатюры очень выразительны в художественном отношении, их отличает живое чувство природы (например, «Калила и Димна», 1420 г., Музей Гюлистан в Тегеране). Краски их — яркие и локальные — всегда сгармонированы и не оставляют впечатления пестроты; композиция ритмична и уравновешенна.
Несколько особняком стоит в раннегератской школе рукопись «Шах-намэ» Фердоуси (1430 г., Музей Гюлистан в Тегеране). Парадный экземпляр, выполненный лично для сына Шахруха — Байсонкура, отличается большим размером и отступает от протокольных скромных решений большинства рукописей. Многочисленность персонажей, декоративность, сложные архитектурные задники, применение ракурсов предвосхищают расцвет гератской миниатюры конца века.
По распоряжению Байсонкура специальная комиссия филологов и поэтов работала над составлением сводного, кодифицированного текста «Шах-намэ».

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Живопись.

Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Позднегератская школа. >>>

Иллюстрации к разделу >>>