Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Архитектура периода расцвета феодальных отношений 14—17 вв.

В конце 14 века на территории современного Ирана, части Средней Азии и Афганистана возникает обширное государство Тимура (1369—1406). Основав столицу в Самарканде, Тимур отстраивал его с особой пышностью. При Тимуре и его преемниках искусство Ирана и Средней Азии находится в тесном контакте и взаимодействии.
Украшая Самарканд и город своей юности — Шахрисябз, Тимур широко привлекал мастеров Ирана и Азербайджана. С другой стороны, зодчие Средней Азии оказали серьезное влияние на градостроительную культуру иранских и афганских городов, Самарканд был законодателем архитектурной мысли.
Планировка городов. Самое примечательное явление в зодчестве 14—15 веков — стремление к упорядочению планировки, прокладка новых магистралей в запутанной паутине улиц городов раннего средневековья, создание городских ансамблей.
С этой целью Тимур перестраивает Самарканд (площадь Регистан и прилегающие районы); правивший в Герате сын Тимура — Шахрух прокладывает через центр Герата две взаимно перпендикулярные магистрали, украшая их правительственными и торговыми сооружениями.
На северо-западе Герата Шахрухом и его женой Гоухар-шад в 1417—1418 годах возводится сооружение, так называемое «мусалла» — комплекс из двух медресе (высших учебных заведений) и двух мавзолеев. Перестраиваются и другие резиденции тимуридов.
Значение ансамбля в системе города подчеркивается цветом. В период зрелого феодализма скромный штуковый или кирпичный орнамент сменяется нарядной полихромией облицовкой из поливного кирпича. Особенно пышно украшаются порталы, которые приобретают декоративное значение, сильно выдаваясь над фасадными стенами зданий. Преобладающий тон орнаментальных панно на фасадах — синий. Купола медресе и мечетей также покрываются бирюзовой или светло-синей поливой. Вид такого рода построек необычайно наряден. Цветовое решение перекликается с пейзажем, повторяя синь неба и серо-желтый, чуть припудренный тон лёссовой почвы.
Помимо медресе и мечетей, в виде ансамблей решаются дворцовые здания, торговые ряды и усыпальницы.
Площадь Майдан-е-шах в Исфагане. Из ансамблевых построек 17 века наиболее интересна огромная, размером 150×512 площадь Майдан-е-шах в Исфагане. Вокруг площади возведены: шахская мечеть (1612—1638) — с юга, мечеть Лут-фулла (1602—1618) — с востока, дворец Али Капу — с запада и трибуны для музыкантов — нагора-ханэ — с северной стороны.
Площадь Майдане-шах, отстроенная во времена правления шаха Аббаса I (1587—1628), была вымощена; вокруг протекал большой канал, а само пространство служило ареной для игры в конное поло, верховых и военных упражнений.
Игру в поло и парады можно было хорошо наблюдать с веранды Али-Капу, служившей ложей для шахской фамилии. В самом здании происходили правительственные приемы, заседания и суд.
Монументальная мечеть Масджиди-шах по плану является четырехайванной. Мечеть ориентирована на Мекку и выводится на площадь, расположенную по оси север — юг при помощи дополнительного, очень нарядного портала с двумя минаретами. Боковые айваны мечети ранее использовались как лекционные залы медресе.
Масджиди-шах поражает своими размерами (голубой купол возвышается на 54 м над уровнем земли, минареты — на 43,6 м) и великолепным убранством (цветные мраморные панели; панно из поливного изразца очень тонкого рисунка, позолоченные входные двери, мраморный мимбар — кафедра для проповедника и т. д.).
При всем этом следует отметить, что Масджиди-шах, как и другие сооружения 17 века, чрезмерно перегружена деталями (такого рода постройки породили в Европе представление о «восточной роскоши»). Некоторые элементы архитектуры уже утрачивают конструктивную роль и выполняют чисто декоративные функции. Например, айваны просто прислонены к обнаженному каркасу внешних стен и могут быть обозримы только со стороны двора.
Гератская пятничная мечеть. Крупнейшей пятничной мечетью Афганистана является Масджиди-Джума в Герате (14—16 вв.). Четырехайванная в плане, она выходит в сторону двора двухъярусной аркадой. Высокие айваны украшены минаретами, шатровое завершение которых сходно с деталями индийской архитектуры. Это повторяется в усыпальнице Хадиче Ансари и других афганских сооружениях; здесь сказывается близость с Индией. Украшения порталов — нарядные орнаментальные панно из поливного изразца.
Гражданские сооружения, жилые дома. Жилые дома Ирана и Афганистана в большинстве районов строятся из глины и ее производных: обожженного кирпича и кирпича-сырца. Планировка в принципе не отличается от расположения культовых зданий, так как диктуется законами ислама: одно-двухэтажные дома с плоскими крышами выходят в сторону улиц глухими стенами, и вся жизнь сосредоточивается вокруг внутреннего двора, в мужской и женской половинах зданий.
Базары. Огромную роль в средневековых городах играли базары. Это были центры экономической и общественной жизни. Маленькие ремесленные мастерские объединялись в одно помещение с торговыми лавками, открытыми в сторону улицы.
Зачастую улицы перекрывали сводами, на перекрестках возводили купола. Это еще один прием организации городского ансамбля. Свет под купола и своды проникал через небольшие отверстия в кровле. Старинные восточные базары сохранились в Ширазе, Исфагане, Кабуле и других городах.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Архитектура 7—13 вв.

Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Скульптура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>