Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока. Архитектура.

Создание Халифата вызвало потребность в широком размахе строительства. При Омейядах возводились новые поселения — первоначально военные лагеря — Басра (современный Ирак) — 635 год, Фустат (район современного Каира) — 642 год, Кайруан (Тунис) — 670 год и другие. Строились оборонительные стены.
В правление Аббасидов, в 8—9 веках, возникли города-резиденции, например Багдад — 762 год, Самарра, близ Багдада, — 836 год.
Планировка городов. По своей планировке города Халифата отличались от эллинистических; это были города феодального типа, большей частью центрического плана, с радиальной системой улиц, укрепленной резиденцией военачальника (позже правителя или наместника) и мечетью — в центре и кварталами, в которых первоначально располагались военные отряды по племенам, а затем селились ремесленники по профессиям.
В городах возводились общественные сооружения — водопроводы, бани, школы, даже больницы; все поселение замыкалось кольцом городских стен.
Образцом города-лагеря может служить Фустат, основанный еще до закладки Каира.
Археологами в Фустате обнаружены узкие (от 1,5 до 6 м) немощеные улицы, некоторые из них были перекрыты сводами, что имело целью предохранить население от палящих лучей солнца. Жилые 1—2-этажные дома выходили в сторону улиц глухими стенами и группировались вокруг внутренних дворов.
В то время существовала уже весьма дробная специализация по профессиям, и в Фустате были кварталы мясникой, сапожников, парфюмеров, ювелиров, торговцев рыбой и т. д. Кварталы имели свои ворота, запиравшиеся на ночь.
В Фустате находится одно из самых ранних культовых сооружений — мечеть Амра .
Культовые сооружения Омейядов. Требования ислама во многом определили характер и планировку ранних арабских мечетей.
Необходимость пятикратного созыва на молитву (для произнесения формулы исповедания единства «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его») диктовала наличие башен-минаретов, с которых проповедник-мулла созывал верующих. Отсутствие церемониальных шествий и ритуальное омовение перед молитвой обусловили простую форму так называемой дворовой мечети с галереей, обегающей двор, в середине которого помещался бассейн.
Арабские мечети ориентированы не на восток, как христианские храмы, а на священный город Мекку. Стена, обращенная к Мекке, имела со стороны двора орнаментированную молитвенную нишу — михраб. Колонны галереи у этой стены стояли в несколько рядов, составляя многоколонный открытый во двор зал с очень большим количеством (17—22) узких нефов. Молящиеся располагались в колонном зале и во дворе, лицом к михрабу.
Перекрытие омейядских мечетей было плоским, стены — массивными, так как на первых порах мечети использовались как убежища для нужд обороны.
Мечеть Амра в Фустате. Такова мечеть Амра в Фустате (642—643), построенная арабским военачальником Амром ибн аль Асом.
Стрельчатые арки мечети Амра опираются на колонны, добытые арабами из старых античных зданий (особенность, очень характерная для ранних мечетей). Для аннулирования распора пяты арок скреплены деревянными затяжками. Эти элементы конструкции создают определенный ритм, соответствующий ритму стрельчатых арок и колонн.
Несмотря на то что в мечети Амра отсутствуют росписи и скульптура, архитектура храма, как и других культовых сооружений мусульман, оказывает сильное эмоциональное воздействие на верующих. Перспектива уходящих во все стороны колонн уводит глаз в беспредельность. Очутившись среди леса колонн, зритель теряет ощущение границ пространства и чувствует себя оторванным от внешнего мира.
Зодчие Халифата преследуют те же цели, что и архитекторы средневекового Запада — создать у прихожан мистическое настроение, убедить их в ничтожности человека, устремить помыслы и надежды в мир потусторонний.


Мечеть Амра в Фустате. План

Наряду с дворовыми мечетями в Халифате возводили и центрические храмы, близкие по форме к византийским баптистериям или мартириям — гробницам святых. До нашего времени сохранился единственный памятник этого типа — так называемый «Купол Скалы» в Иерусалиме (мечеть Омара, 7 в.).

Культовые сооружения Аббасидов. Мечеть Ибн-Тулуна. Аббасидские культовые сооружения, сохраняя планировку дворовой мечети, дают оригинальные решения интерьера.
Базиликальный зал мечети Ибн-Тулуна (заложена в 879 г. близ современного Каира, еще до основания города) разделен на 17 нефов не колоннами, а пилонами, прямоугольными в плане, сложенными из кирпича и оштукатуренными, с трехчетвертными колонками по углам. Аркада, выходящая во двор, завершается зубцами (элементы предшествующего парфянского и сасанидского зодчества).
У наружной северной стены мечети расположен выстроенный из камня минарет, состоящий из прямоугольного основания, на котором воздвигнуты три последовательно уменьшающихся объема. Ступенчатость минарета, безусловно, навеяна образцами месопотамской архитектуры. Своеобразие оформления интерьера заключается в так называемой резьбе по штуку — орнаментальных фризах, резанных в сыром гипсе от руки.
Сама по себе эта техника, порожденная характером материала, распространенного в восточных областях Халифата, вела к плоскостности в архитектурном орнаменте и скульптуре. Но так как плоскостность более соответствовала феодальному образу мышления, чем объемная круглая скульптура, штуковый декор получил особое распространение в раннем средневековье. Фризы мечети Ибн-Тулуна, использующие античный мотив виноградного листа, изгибаются по форме стрельчатых арок, соединяя межарочные пространства над пилонами и образуя капители колонн. По верху стен шел фриз-надпись протяженностью в 1989 метров с изречениями из Корана. Михрабная ниша, кроме пальметок, также украшена куфической надписью.


Мечеть Ибн-Тулуна. План

Орнамент. В этой связи необходимо указать на ту исключительную роль, которую занял орнамент в искусстве Халифата. Основной причиной необычайного распространения орнамента были запреты ислама, приведшие к постепенному исчезновению фигурных изображений. Вместе с тем развитие орнаментального, декоративного начала находится в связи с общей тенденцией феодального искусства — усиливающимся отходом от реального мира, абстрагированием изображаемого.
Так называемые «арабески» восходят к эллинистическим мотивам пальметты, акантового листа, бегущей лозы, но вскоре теряют с ними связь. Передавая лист, цветок и стебель крайне упрощенно, арабы достигают богатства и разнообразия, повторяя несложным раппортом (по принципу калейдоскопа) бессчетное число раз какой-либо элемент растительного орнамента.
Гораздо большее распространение получает геометрический орнамент, образованный из сложно переплетающихся лент. И третий вид орнамента — так называемый эпиграфический фриз — декоративная надпись. В связи с исчезновением изобразительных сюжетов надписи приобретают важное значение как фактор идеологического воздействия.
Широкое распространение эпиграфического и геометрического орнамента придавало черты общности (разумеется, при наличии местных особенностей) архитектуре и художественному ремеслу самых отдаленных районов Халифата.
Светская архитектура Омейядов. Жилые дома и городские дворцовые сооружения Омейядов не дошли до нашего времени, о них можно судить только по литературным свидетельствам. Однако в середине прошлого века были открыты остатки загородных замков халифов, разбросанных на краю пустыни в Сирии и Иордании.
Дворцовые помещения группировались вокруг центрального двора, откуда можно было пройти в парадный зал и в жилые комплексы, расположенные, в свою очередь, по сторонам внутренних двориков.
Образцом замкового строительства 8 века может служить Мшатта, в современной Иордании, близ города Мадаба.
В гражданской архитектуре Халифата так же, как и в культовых памятниках, явственно выступают две линии наследия: сиро-эллинистическая и ирано-месопотамская, связанная с искусством восточных деспотий. Это может быть объяснено различными традициями и строительными навыками ремесленников, присланных для работы из многих областей Халифата, — Сирии, Персии, Египта, Ирака.
Светская архитектура Аббасидов. Развитие феодальных отношений, рост городов, расцвет придворной жизни с усложнившимся церемониалом вызвали появление новых городов-резиденций.
Исторические хроники сообщают много сведений о роскоши и благоустройстве дворцов халифа и вельмож аббасидского времени, но памятники не дошли до нас в уцелевшем виде. Только раскопки в Самарре (9 в., современный Ирак) и Седрате (10 в., современный Алжир) позволяют судить о характере городов-резиденций. В городах подобного рода дворец доминировал над остальными постройками. В состав дворца входили службы, жилые помещения, система водоснабжения, парки, зверинцы и т. д.
Весь комплекс обносился крепостными стенами, а дворец — дополнительной оградой.
Самарра. Аббасидской резиденцией была Самарра — город, заложенный в 836 году на левом берегу Тигра, в 130 километрах к северу от Багдада. Растянутое на 33 километра вдоль реки поселение изобиловало многими замечательными сооружениями. Из них наиболее интересны дворцы Балькувара и Джаусак, в которых сохранились фрагменты росписей и скульптурного орнамента.
Дворец Балькувара (середина 9 в.) по плану восходит к омейядским замкам, где помещения группируются вокруг внутреннего двора. Однако здесь все грандиознее, площадь во много раз превышает размеры Мшатты, парадных залов несколько, внутреннее убранство их весьма богато.
Архитектура арабских стран после распада Халифата. Начиная с середины 9 века ход исторических событий — развитие феодального способа производства, движение народных масс, усиление позиций местных феодалов — приводит к ослаблению политической власти Багдада и дроблению государственных образований.
Одним из ведущих центров арабского Востока становится Каир, основанный в 10 веке, но расцвет которого падает на 12—15 века.
Каир избежал опустошительного нашествия монголов и сформировался как богатый город — средоточие культуры и экономический центр, намного превосходивший европейские столицы того времени.
Отличительной чертой зодчества восточных городов 14—15 веков было возникновение архитектурных ансамблей сложного и разнообразного назначения (мечети, медресе, мавзолеи, общественные госпитали, библиотеки, бани).
Архитектурные ансамбли Каира. Гробницы Мамлюков. В Каире, при династии Мамлюков (1250—1517), подобные постройки зачастую группировались вокруг усыпальниц султанов.
«Город мертвых» — гробницы Мамлюков 15—16 веков — является одним из примечательных ансамблей Каира. Усыпальницы имеют вид кубических сооружений, покрытых куполами шлемовидной формы. Купола украшены звездчатым орнаментом, резанным в камне. Углы кубического объема, под барабаном, скошены. Кладка многих мавзолеев из чередующихся рядов темного и белого камня. Узкие, тройные арочные окна дополняются сверху круглыми люнетами. Гробницы свободно расположены на большой территории. Наиболее знаменит мавзолей-усыпальница Каит-бея (1483), объединяющий мечеть, школу и фонтан.
Архитектурные ансамбли Мавританской Испании. Замок Альгамбра. Крупными центрами архитектуры 10—14 веков были арабские государства Пиренейского полуострова — Кордовский Халифат и эмират в Гранаде.
Резиденция правителей Гранады, замок Альгамбра (Красный), датируется 13—14 веками. Многочисленные парадные и интимные дворцовые помещения, защищенные крепостной кирпичной стеной, расположены на высоком холме и группируются вокруг двух внутренних дворов — Миртового и Львиного.
В центре первого двора находится прямоугольный водоем, обрамленный миртовыми кустами.
Восемнадцатиметровая зубчатая стена тронного зала, возвышающаяся с северной стороны, придает суровость всему ансамблю. На аркады, окружающие двор, ведут выходы из зала посланников, мечети, бани и дворца.
Фонтан с 12 фигурами мраморных архаических львов дал название Львиному дворику. Он носит несравненно более изящный, утонченный характер, и особую прелесть его составляют галереи из парных и тройных мраморных колонок, соединенных арками со сталактитовым орнаментом. Консольные нишки — сталактиты, получившие распространение на Арабском Востоке, в Средней Азии и Иране в 10 веке как элемент конструкции, к 14—16 векам стали употребляться главным образом в качестве декоративного орнамента интерьеров, в особенности в Мавританской Испании, Турции и Индии.
Сталактиты и резной алебастр, декорирующий стены, своды и купола примыкающих ко двору помещений, составляют поистине ажурную орнаментацию, причудливые сочетания которой подчеркнуты игрой светотени и позолотой.
Изощренное убранство Альгамбры и построенного по ее образцу замка 14 века Альказар в Севилье полностью соответствует изнеженным, утонченным нравам верхушки мавританского общества, утратившего простоту и суровость первых завоевателей Пиренеев. Архитектура арабов, несмотря на последовавший вскоре крах Гранадского эмирата (1492), продолжала воздействовать на творчество испанских зодчих (стиль мудехар).


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока. Скульптура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>