Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Готическая архитектура Франции.

Готический стиль архитектуры возникает во Франции во второй половине 12 века и держится более трехсот лет. Его развитие, идущее в сторону все большей легкости и декоративности, позволяет различать несколько периодов эволюции. Вторая половина 12 столетия и первая треть следующего характеризуются особой строгостью форм (период ранней готики); 13 век в целом представляет период наибольшего расцвета французской готической архитектуры; 14 век является временем усиления декоративной стороны за счет ясности конструктивного начала и в старой литературе обычно именуется периодом «лучистого» готического стиля; 15 век продолжает ту же линию развития и приносит множество новых декоративных форм. Стиль этого периода обозначается часто термином «пламенеющей» готики, название которой происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов с языками пламени. Из Франции готический стиль распространяется на соседние страны, становясь общеевропейским явлением. Время возникновения и конца развития готической архитектуры в отдельных странах варьируется в зависимости от местных условий.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина 12 — первая половина 13 в.). Собор этот представляет собой пятинефную базилику с эмпорами, отличающуюся необычайной соразмерностью конструктивных форм. Типичными особенностями этого раннего по времени собора являются применение колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно большие поверхности стен и сдержанность декоративного убранства.
Дальнейший шаг в слиянии конструктивных и декоративных форм, равно как в усилении богатства последних, был достигнут в соборах городов Амьена и Реймса (13 в.). Оба представляют развитие того же типа, что и Нотр-Дам в Париже, причем особой легкостью и чувством меры при пышности убранства выделяется Реймский собор. К показательнейшим новшествам этого типа готики принадлежат появляющиеся пинакли над порталами, окнами и галереей фасада в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Указанной сменой опор в полной мере завершается композиционно оформление внутреннего пространства готических соборов.
В этом отношении особым совершенством выделяется верхняя церковь Сен Шапель в Париже (1245—1248), бывшая дворцовой церковью французских королей. Как это бывает в зданиях небольшого размера, она не имеет системы аркбутанов и контрфорсов. Как выдающийся памятник архитектуры того же столетия можно привести также клуатр аббатства Мон-Сен-Мишель.
В 14 веке, в связи со Столетней войной (1337—1445) строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится сравнительно небольшое количество зданий, и главные усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. Декоративные формы умножаются, становятся все легче. К самым замечательным примерам новых приемов декора следует причислить порталы трансепта собора в Руане (14 в.) и фасад собора в Страсбурге (нач. 14 в.). Страсбургский собор, возведенный в период, когда Эльзас принадлежал Германии, наряду с преобладанием стилистических французских черт содержит много элементов германской архитектуры, к которой всецело относится знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу (вторая южная башня не была возведена).


Собор в Амьене. Схематический разрез



Собор в Амьене. План

В поздней готике Франции декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. К особенно типичным новшествам 15 века принадлежит, между прочим, распространеннейшая в наружной отделке зданий стрельчатая арка двойного изгиба. Памятная башня в Авиоте, портал собора в Альби (оба конца 15 в.), так же как и северная башня на фасаде собора в Шартре (первые годы 16 в.), являются показательнейшими образцами этого стиля.
Наряду с церковным строительством в готический период, особенно с 15 века, получает развитие гражданская архитектура. В замках и городских укреплениях значительно усиливается оборонительная сторона этих сооружений и, в частности, становятся обычными в верхней части наружных стен каменные галереи («машикули») с отверстиями в полу для сбрасывания на осаждающих камней и горящей смолы. Вместе с тем больше внимания уделяется и художественному облику построек. В замковой ограде, помимо донжона, теперь постоянно воздвигаются постройки дворцового типа, использующие обычные декоративные формы готики. Как примеры замков этого периода можно назвать замок Венсен (14 в.) и сильно реставрированный в 19 веке Пьерфон (14 в.). В городах строятся здания общественного назначения, чаще всего ратуши, а также дома и дворцы богатых граждан. Из таких дворцовых построек особой известностью пользуется дом Жака Кера в Бурже. Воздвигнутый в 15 веке, он отличается богатством своего убранства, в котором типичные формы готики — стрельчатые арки, пинакли, краббы — сочетаются с характерными для французской гражданской архитектуры 15 века плоскими оконными наличниками. К тому же архитектурному типу принадлежит исключительно элегантный по пропорциям Отель Клюни в Париже (конец 14 в.). Еще более причудливыми формами пинаклей верхних окон отличается знаменитый Дворец Юстиции в Руане (кон. 15 в.).



<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Готическая архитектура.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Готическая архитектура Фландрии. >>>

Иллюстрации к разделу >>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи