Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Италии.

Искусство Италии в 11, 12 и первой половине 13 веков представляет чрезвычайно пеструю картину. Северо-восточный угол полуострова — Венеция и ее область, так же как юг с Сицилией, представляют как бы форпосты византийского искусства. В большей части Северной Италии всецело господствует романский стиль, тогда как в Средней Италии наряду с ним наблюдаются и иные художественные течения. Главным местом скрещивания всех этих стилистических направлений был Рим, что в значительной мере обусловливалось его ролью центра западноевропейского католицизма. Местные художественные традиции, формы оттоновского искусства, проникновению которых сильно способствовали политические связи с Германией, и, наконец, византийские влияния явились основой, на которой выросла здесь во второй половине 11 века так называемая «бенедектинская» школа живописи. Большое художественное мастерство, отличающее эту школу, особенно наглядно проявилось в росписях подземной церкви Сан Клементе в Риме. Сравнительно точно датируемые 1073—1084 годами, эти фрески включают большую композицию, посвященную житию св. Алексея, и несколько сцен из легенды св. Климента. Одна рассказывает о том, как мать, считавшая своего ребенка утонувшим, находит его невредимым в подводной часовне. Порыв матери, радостно устремляющейся к ребенку, или выражение нежности и горя близких в сцене кончины св. Алексея схвачены с естественностью, которая заставит ждать себя в искусстве средневековья более столетия.
Монументальная скульптура Италии связана прежде всего, как и повсеместно, с оформлением фасадов церквей. Она имеет здесь, кроме того, и специфические задачи: украшение церковных кафедр, епископских тронов, а также монументальных подсвечников, служивших для обряда зажигания пасхальной свечи. Как и в Германии, здесь, наряду с каменной скульптурой, распространено также литье из бронзы.
В зрелую фазу романская скульптура Италии вступает лишь на грани 11—12 веков. Одно из главнейших произведений этого времени — епископский трон в Бари, датируемый около 1098 года. Поддерживающие его тяжелое сидение три мраморных атланта, с искаженными от усилия лицами, стилистически близки памятникам слагающейся в самом начале 12 века ломбардской школы, главой которой, возможно, был «Мастер Виллегельмус». Его рельефы на главном фасаде собора в Модене—«Сотворение Адама и Евы и грехопадение», «Убийство Каина Ламехом» и «Ноев ковчег», датируемые первым десятилетием века, отличаются большой жизненностью образов, характерная же для них грузность форм сообщает изображениям особую мощность, прекрасно отвечающую задачам монументального стиля. О том, что мастер изучал античную скульптуру, свидетельствуют имеющиеся на том же фасаде два восходящих к классическим прототипам рельефа с изображением крылатого гения, опирающегося на потушенный факел.
Быстрый рост итальянских городских коммун способствовал проникновению в церковную скульптуру светской тематики. Так, в соборе Пиаченцы, наряду с фантастическими образами спящих существ, на капителях столбов имеются жанровые сцены — точильщик за работой, кожевенники и др., что свидетельствует о крупной роли, которую играли различные цеховые организации в строительстве городских соборов.
В конце 12 века североитальянская скульптура находится уже под влиянием Франции, идущим как из Прованса, так и со стороны школы Иль де Франса. Оно сильно выражено в наследии крупнейшего итальянского мастера последних десятилетий 12 — начала 13 века архитектора и скульптора Бенедетто Антелами, особенно в его рельефах, украшающих тимпаны порталов баптистерия в Парме «Поклонение волхвов», «Страшный суд», «Притча Варлаама о неминуемости кары грешников».
В начале 12 века в Южной Италии выдвигается школа, работавшая для двора императора Фридриха П. Она интересна своим антикизирующим направлением, от нее протягиваются нити к искусству проторенессанса. К наиболее выдающимся произведениям школы принадлежат несколько бюстов Фридриха II, портрет его министра Пьетро делла Винья и голова богини города Капуи, сохранившаяся от убранства замка императора.
По сравнению со скульптурой из камня, бронзовое литье имело в Италии значительно меньшую сферу приложения. Его главной задачей было создание украшенных рельефами монументальных церковных дверей. Особой известностью пользуются двери с композициями из Нового и Ветхого Завета в Сан-Дзено в Вероне, левая створка которых (11 в.) отличается примитивностью своих форм, тогда как более поздняя правая (12 в.) принадлежит к зрелым и совершенным проявлениям романского стиля.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Германии.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Испании. >>>

Иллюстрации к разделу >>>