Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Италии.

Процесс сложения форм архитектуры романского стиля протекал в Италии более интенсивно, чем в других странах Европы, но в дальнейшем развитие конструктивных и декоративных приемов не представляет здесь того разнообразия, которое наблюдается в романской архитектуре Франции. В 11 и 12 веках в связи с ранним освобождением итальянских городов от феодальной зависимости и развитием международной торговли, в Ломбардии и Тоскане начинается обширное строительство городских соборов. В архитектуре соборов до конца рассматриваемого периода, относящегося к середине 13 века, сохраняются черты близости к традициям раннего средневековья и относительная простота форм. Соборы этого периода, сохраняя гармоничность форм, отличаются приземистостью. Башни не играют в массиве здания никакой роли. Часто встречающиеся колокольни (кампанилы) расположены, как правило, несколько отступя от церкви. Верностью старинным традициям обусловлено и распространение баптистериев. Они воздвигались рядом с большими соборами в виде отдельных построек центрического типа.
Планы самих церквей сохраняют близость к ранним базиликам. Они не имеют обходов вокруг хора, равно как и абсидиол. Вместо последних здание замыкается с востока одной простой по очертаниям абсидой. Традиционность прослеживается равным образом и в применении плоских перекрытий на стропилах. В наружном убранстве зданий исключительно стойки так называемые «ломбардские полосы» — ряды маленьких полуциркульных арок, применяемых в виде карнизов для членения этажей, а также аркады, где небольшие арки опираются на ряды тонких колонок. Появившись первоначально как завершение наружных стен абсид, такие аркады получают затем широкое распространение, располагаясь рядами на фасадах и по контуру шипцовых завершений. В середине 11 века складывается еще один характерный декоративный мотив в виде особого типа порталов. Он представляет собой навес над дверьми (иногда двухъярусный), в котором небольшой коробовый свод опирается на две вынесенные вперед колонны. Основанием для них служат стилизованные фигуры лежащих львов или скорчившихся атлантов (Верона, Модена, Феррара и др.).
В числе особенно выдающихся романских сооружений следует упомянуть церковь Сайт Амброджо в Милане с ее простым и исключительно внушительным фасадом, перед которым сохранился обнесенный галереями двор-атрий. Чрезвычайно характерна для 12 века церковь Сан-Дзено в Вероне, представляющая трехнефную базилику без сводов, с эффектно возвышающейся рядом высокой кампанилой. Исключителен стройностью форм и целостностью оставляемого впечатления архитектурный ансамбль в Пизе — собор, знаменитая «Падающая башня» и баптистерий — дополняемый простыми наружными формами «Кампо-Санто» (кладбище), возведенного в эпоху готики.
Пизанский собор, построенный к началу 12 века архитекторами Бускетом и Райнальдом, представляет грандиозную и простую в плане пятинефную базилику с плоским потолком в среднем нефе и крестовыми сводами в боковых. Ее трансепт имеет в средней части купол эллиптической формы. Крупные колонны в аркадах главного нефа несут по большей части римско-коринфские и композитные капители. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором. Аналогичная облицовка с преобладанием белого камня покрывает и все здание снаружи. Фасад украшен четырьмя рядами декоративных аркад. Шесть ярусов таких же аркад обвивают стоящую в непосредственной близости от собора беломраморную «Падающую башню», получившую это название из-за своего сильно выраженного наклона (отклонения от вертикальной линии на 4,5 м). Расположенный перед собором круглый баптистерий того же стиля был впоследствии декорирован в верхней части готическими формами.
Связь с раннехристианскими базиликами выступает еще определеннее в церкви Сан Миниато аль Монте вблизи Флоренции (11 — 12 вв.). Это просторная базилика без трансепта, в которой крышу поддерживает открытая система стропил. Мощные аркады на коринфских колоннах разделяют церковь на три нефа. Аналогичная, но «слепая» аркада образует первый этаж фасада. Его стена, как и стена внутри здания, выложена цветным мрамором с геометрическим узором. Высоко поднятый хор, замыкаемый одной абсидой, имеет под собой просторную крипту. В том же стиле убранства выполнен и восьмигранный баптистерий во Флоренции (12 — нач. 13 в.), крыша которого скрывает купол.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Франции.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Германии. >>>

Иллюстрации к разделу >>>