Искусство Средних Веков. Византийское Искусство в 5—7 веках. Архитектура

Светская архитектура этого периода известна почти исключительно по письменным свидетельствам. Лишь оборонительные сооружения во многих пунктах империи, да вскрытые кое-где раскопками остатки различных сооружений дают о ней некоторое представление.
Наиболее распространенной формой церковных построек в это время была базилика — здание удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части — алтарем (абсидой).
Перекрытие базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские базилики, строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия (для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки.) Нефы в восточных базиликах разделялись столбами, между которыми перекидывались более широкие арки.
Постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке — в Сирии (например, в Эзре и Босре, 6 в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, 6 в.).
Все внимание ранневизантийских зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом наиболее священная часть храма — алтарь.
Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является константинопольская София.
Храм св. Софии в Константинополе. В 532 году в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости» или св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532—537 годах.
Внешний вид храма св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда зритель входит внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед ним развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром, превышающим 31 метр. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и оно кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.
В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики. Центральный неф был перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола принят с восточной и западной сторон на два полукупола, а с боков его сдерживают мощные контрфорсы, пристроенные к центральным столбам и скрытые от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.
Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены нартексов, нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Своды нартекса, а также некоторые другие части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором. Позднее, на протяжении 9—13 веков, собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. Все эти мозаики, закрашенные турками после взятия Константинополя, ныне раскрываются в процессе реставрационных работ. Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого количества памятников 5—6 веков, как расположенная на севере Италии, неподалеку от Адриатического моря, Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный купольный мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранный Православный баптистерий (крещальня, 5 в.); базилики — Сайт Аполлинаре Нуово и Сайт Аполлинаре ин Классе (6 в.). Особенный интерес представляет центральнокупольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (св. Виталия, 540—547). 15-метровый в диаметре купол Сан Витале покоится на восьми столбах, промежутки между которыми заняты полукруглыми двухэтажными абсидиолами. Вокруг идет восьмиугольный в плане обход, принимающий распор купола.


Церковь св. Софии в Константинополе. Аксонометрический чертеж


<<< Искусство Средних Веков. Византийское Искусство в 5—7 веках.

Искусство Средних Веков. Византийское Искусство в 5—7 веках. Живопись. >>>

Иллюстрации к разделу >>>