Раскрытое положение декораций

В «Каменном цветке», кроме малахитовой шкатулки, на сцене не было ничего. В «Легенде о любви» Вирсаладзе не ограничивается декорацией заднего плана. Три жемчужных светильника, своей неправильной причудливой формой напоминающие восточные сосуды, висят на разных уровнях на первом плане слева. Два таких же - на втором плане в центре. А по краям сцены у кулис стоят вытянутые (словно большие свечи) светильники: два справа, один слева на разных планах. Все эти светильники далеко не только «украшения». Помимо своего ассоциативного значения - источника света при «чтении» книги, они играют важную роль в колористическом отношении, создавая как бы борьбу холодных и теплых оттенков света. Висящие светильники и случают жемчужно-голубое сияние, стоящие - оранжево-красное. Создается переливчатое мерцание теплых и холодных тонов.

Уже на эскизах к «Легенде» намечается колористический замысел оформления. По преобладающему цвету эти эскизы то красные, то синие. При этом в каждом из них художник не только определяет образный «ключ» декорации, а отчасти также костюмов, но и «ставит свет», строя колорит на борьбе холодных и теплых тонов, связанных с различными по форме светильниками.

А кроме того, все эти светильники играют важную роль в планировке и организации сценического пространства. Ведь полное обнажение огромной балетной сцены, при котором все изобразительное решение сосредоточено лишь на заднем плане, ведет к тому, что сценическое пространство становится порой невыразительным, нерасчлененным, скучным. Более того, оголение сцены может не только помогать танцу, предоставляя свободную площадь, но и в некотором смысле мешать ему, ибо создается неясность планов и структуры сценического пространства, а эта неясность в какой-то мере скрадывает рисунок хореографической композиции.


<<< Хореография Григоровича

Светильники играют важную роль >>>

<<<Оглавление>>>