Колористическое решение

Балет А. Мачавариани был поставлен В. Чабукиани первоначально в Тбилиси (1957), а затем перенесен на сцену ленинградского театра им. С. М. Кирова (1960). Хотя спектакль этот увидел свет уже после того, как был создан «Каменный цветок», открывший современный период творчества Вирсаладзе, объединяется он по характеру решения скорее с «Дон Жуаном». Эти спектакли можно считать переходом к тем принципам творчества, которые лежат в основе работ сегодняшнего дня. В спектакле «Отелло», с одной стороны, продолжались традиции балета-пьесы, и ему были свойственны не только сильные стороны этого жанра (связь с классической литературой, идейно-образная масштабность, полноценная либреттная драматургия), но и его отрицательные черты (действенно-пантомимное, а не танцевальное решение многих узловых сцен, например, почти всего последнего акта). Но, с другой стороны, здесь более, чем когда-либо ранее, намечался выход за пределы этого жанра, обнаруживалось совершенно отсутствовавшее в балетах-пьесах стремление к пластическим обобщениям, в том числе к хореографическим метафорам. Вспомним, например, всю вторую половину третьего акта-дуэтный «танец дружбы» Яго и Отелло и последующие пластические метафоры Яго-змея, Яго-коршун. Существенный смысл действия выражался в этом балете уже во многом специфическими средствами. И это было знамение времени.

В работе Вирсаладзе - блистательной по своим образам и краскам, примыкающей в этом отношении к лучшим спектаклям послевоенного десятилетия наметились некоторые новые тенденции. Спектакль оформлен по картинно, и в этом отношении он продолжает иллюзорно-повествовательную линию, типичную для балетов-пьес. Вместе с тем планировка сценического пространства и изобразительное решение действия здесь осуществляются прежде всего при помощи занавесей и драпировок. Они обрамляют сцену на разных планах и, принимая различную форму, то полностью, то частично открывают или закрывают ее. Занавесы и драпировки решены в цвете и образуют единую колористическую систему с фоновыми элементами из черного бархата, с открытым (подсвеченным) горизонтом некоторых картин.


<<< Идеально-романтический характер

Каменный цветок >>>

<<<Оглавление>>>