Объединение различных частей декораций

Так, в «Семи красавицах» Кара Караева (Малегот, 1953) наибольшей удачей были дворцовый интерьер и сцена видений. Вирсаладзе вообще выступает в это время как «мастер интерьеров, особенно таких, в которые он может ввести массивную архитектуру, резные колонны, мерцающие светильники» (Н. Соколова). Таков и интерьер дворца Бархама в «Семи красавицах».

В сцене же видений в полной мере сказались поэтичность и музыкальность живописи, динамически трансформирующейся с появлением каждого нового видения и отличающейся исключительной тонкостью колорита. Декорации этих картин не содержат больших обобщений, не возвышаются до символических образов, а имеют целью изображение конкретного места легендарного действия, создание его иллюзорной среды. Но как выражение идеально-романтического характера образов и «живописного симфонизма» они могут быть отнесены к лучшим созданиям Вирсаладзе того периода. В пейзажных же картинах Вирсаладзе продолжает то, что он делал еще в «Сердце гор» и «Лауренсии». Стремление к целостности художественного оформления еще не увенчивается полной победой.

Особое место в творческом пути Вирсаладзе занимают спектакли «Дон Жуан» (1956) и «Отелло» (1957). Трагедийность и психологизм, философская глубина и значительность роднят их при всех громадных различиях. И в оформлении этих спектаклей появились некоторые новые для Вирсаладзе тенденции и приемы. В его творчестве происходил перелом. «Дон Жуан» был поставлен в театре оперы и балета им. С. М. Кирова режиссером Э. Капланом как произведение большого идейного масштаба. Замысел спектакля был многогранен. Образ Дон Жуана раскрывался в нем как воплощение буйного кипения жизненных сил и вместе с тем как образ трагедийный. Карающие героя силы выступали и в качестве слепого, темного рока-преграды на пути расцвета человеческой личности, и в качестве символа справедливости. Жертвы Дон Жуана оказывались одновременно преследователями его гения, его неуемного жизнелюбия. В спектакле раскрывалась жизнь в ее противоречиях, в ее сложности и многоликости.


<<< Сказочно-феерическая музыка

Идеально-романтический характер >>>

<<<Оглавление>>>