Работы Вирсаладзе

В первые послевоенные годы в музыкальном театре работали блистательные художники. Вспомним, что в то время в Большом театре появились «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина» Ф. Федоровского, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» П. Вильямса, «Пиковая дама» В. Дмитриева. Ряд значительных работ в театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко создал Б. Волков. В Ленинграде успешно работал М. Бобышов, декорации которого к балету «Медный всадник» Р. Глиэра с большой полнотой воплотили принципы искусства конца 40-х годов. По значительности своих лучших созданий Вирсаладзе находится в ряду этих деятелей музыкального театра, хотя тогда они были несколько старше, а иногда и мастеровитее его. Он разделяет с ними и достижения и недостатки театрально-декорационного искусства данного периода. Ему несвойственны, однако, ни русская национальная почвенность Федоровского, ни блестящая фееричность Вильямса, ни «естественность» и психологизм Дмитриева. В его творчестве формируется свой, особый образный мир.

В лучших произведениях Вирсаладзе нет ничего исключительного, внешне эффектного, но они поражают изысканным и тонким вкусом, поэтичностью и музыкальностью, удивительными колористическими гармониями. Эскизы декораций и костюмов, сценические образы самих спектаклей - будто драгоценные камни, блещущие волшебными гранями. Входя в духовный, образный мир этого искусства, чувствуешь себя словно в некоей сказочной стране, в сфере поэтических мечтаний и грез, где все романтично и вместе с тем разумно, гармонично, строго. Образный мир сказочно-поэтических или легендарно-романтических спектаклей Вирсаладзе вымышленный. Но он прекрасный. Это мир человеческого счастья и красоты, где конфликты и драматические осложнения подчинены общей гармонии бытия, где добро побеждает зло, а справедливость торжествует над черными силами.

В лучших спектаклях Вирсаладзе как бы концентрируются красота, поэтическое начало и эстетические ценности жизни. Образы искусства благодаря этому становятся мерилом и критерием прекрасного в самой действительности.


<<< Слабые стороны театрально-декорационного искусства

Эскизы декораций и костюмов >>>

<<<Оглавление>>>