Драматический театр им. Ш. Руставели

Он вновь вернулся к сотрудничеству с балетмейстером В. Чабукиани и сделал декорации и костюмы ко многим его постановкам, связанным преимущественно с воплощением классических произведений: к «Дон Кихоту», «Жизели», «Шопениане», к «Половецким пляскам» из «Князя Игоря», к «Щелкунчику» - спектаклю хореографического училища, к концертной программе. Эти работы еще больше сблизили художника с балетом. Он по-прежнему жил в мире музыки, вдохновлялся ее образами. И одновременно оттачивал мастерство, совершенствовался в композиции балетного костюма.

Особенно выделяются декорации к «Шопениане» и «Жизели» - произведениям во многом сходным, принадлежащим к вершинам романтического «белотюникового» балета. Для фантастических вилис и сильфид Вирсаладзе создает среду, в которой они обитают легко и свободно. Это поэтически-призрачный мир, где контуры предметов словно тают и растворяются в окутывающей их дымке, где все дано полунамеком, погружено в лирическую атмосферу. Это мир мечты, грезы, лишенный, однако, какой-либо сентиментальности, салонной чувствительности. В драматическом театре работы Вирсаладзе были связаны преимущественно с постановками пьес историко-героического и историко-романтического содержания. Среди них «Великий государь» В. Соловьева, «Герои Крцаниси» С. Шаншиашвили, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского и другие. Самая значительная из них - «Великий государь» В. Соловьева, осуществленная совместно с режиссером А. Васадзе. Приподнято-легендарная трактовка истории художником отвечала внутреннему пафосу этих постановок, вдохновленных патриотизмом военного времени. Вместе с тем в спектаклях драматического театра у Вирсаладзе усиливается реалистическая достоверность изображения, и это скажется затем в некоторых работах первых послевоенных лет. Новый этап творчества Вирсаладзе начинается в послевоенные годы. В 1945 году художник возвращается в Ленинград и снова работает в театрах оперы и балета, где дебютировал ранее. Теперь он уже главный художник ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Отдавая основное внимание этому театру, он одновременно оформил ряд спектаклей в Малеготе, а также изредка участвовал в постановках оперных произведений в других городах («Аида» Верди в куйбышевском театре оперы и балета, 1946; «Абессалом и Этери» Палиашвили в Тбилиси, 1953).


<<< Полуфантастический мир

Поэтически-призрачный мир >>>

<<<Оглавление>>>