Русские куклы

Вместе с тем в спектакле немало костюмов, дополняющих декорацию новыми цветами. Например, наряды кукол вносят в цветовой строй синие, желтые, зеленые, малиновые «мазки», которых нет в декорациях. Очень тонким приемом выявляет Вирсаладзе драматургическое значение двух групп кукол: тех, что связаны с Дроссельмейером, и тех, которые образуют свиту главных героев.

Куклы Дроссельмейера - это механизмы, заводные игрушки, которые он демонстрирует на детском новогоднем празднике. На Арлекине и Коломбине - домино из белых и красных, черных и золотистых ромбиков. Они восходят к традиции мирискусснических маскарадов, масок итальянской комедии (Бенуа, Сомов, Бакст). Черт и Чертовка - черные с красными полосками. Эти адские персонажи словно увешаны клоками шерсти и руки их в красных перчатках. Поэтому когда они танцуют свой чертовский танец, то кажется, что из их черных тел все время вырываются колдовские язычки пламени. Все эти персонажи - часть демонического мира Дроссельмейера, и потому их костюмы не только по крою, но и по цвету не имеют ничего общего с красками, свойственными миру реальных людей - и детей, и взрослых.Иное дело куклы ожившие елочные игрушки. Они часть образного мира Щелкунчика и Маши, их друзья, сопровождающие их на пути к счастью и переживающие все перипетии их судьбы. Эти куклы в спектакле не механичны и не демоничны, а человечны, трогательны и простодушны. И их наряды (удивительная деталь!), соответствуя их национальной характерности (русские, испанские, индийские, китайские, французские куклы), строятся вместе с тем на тех же оттенках, что и одежды мальчиков на детском празднике (красные, белые, желтые, зеленые, синие, малиновые тона), только здесь эти тона более насыщены. Цветовое решение костюмов оказывается тем самым связанным с драматургией спектакля, выражая контраст двух миров. Колористическая система изобразительного решения «Щелкунчика» строго продумана и четко организована. Она кажется органически рождающейся из содержания.


<<< Логика мышления художника

Куклы Дроссельмейера >>>

<<<Оглавление>>>