Игрушка Народная.

В новокаменном веке земледельцы, жившие на территории современной Украины (так называемая трипольская культура), делали женские глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда, который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появляются первые игрушки.

Куклы Древнего Египта в 2000 г. до н. э. вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами. Голову покрывали связкой глиняных или деревянных бус. В V—IV вв. до н. э. славились своими глиняными и деревянными игрушками Греция и Рим. По свидетельству древних писателей, уже тогда были игрушки с заводным механизмом. При раскопках славянских поселений VI—VIII вв. н. э. археологи также находят фигурки из глины. В XII—XIII вв. игрушки изготовляют уже в мастерских.

В России их делали почти повсеместно: полностью вылепливали руками либо оттискивали специальной формочкой лицо или даже всю фигурку, несколько дней сушили и обжигали в печи. В каждой местности глиняные кони, птицы приобретали свой особый вид. Курские и орловские, воронежские и тульские игрушки лепили из белой глины, обжигали и расписывали затем полупрозрачными красками точками и кружками, прямыми и пересекающимися линиями, большими крестами. Женские фигурки здесь словно древние изваяния: высокие, столбообразные, с маленькими головками и глубокими дырочками глаз.


Матрешка. Деревянная расписная игрушка. Полховский Майдан.

Касимовская, городецкая и дымковская игрушки лепились из красной глины, которую перед росписью забеливали и уже потом разрисовывали плотными яркими красками или поливали свинцовой глазурью. Балхарскую игрушку Дагестана разрисовывали светлой глиной — ангобом по темно-красной поверхности.

Удивительный мир фантастических животных представляет пензенская игрушка. Красные и зеленые, синие и розовые коровы, быки, козлы и бараны — все коротконогие, с длинными шеями, с огромными сверкающими золотом и серебром рогами.

В Туле, Вятке (ныне г. Киров), Курске лепили и красили нарядно разодетых барынь и кавалеров. На русском же Севере, в частности в Каргополье, где в основном жили земледельцы, делали фигурки крестьян и крестьянок, коров, лесных зверей. Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была У. И. Бабкина. Ее любимый герой — сказочный богатырь Полкан. Он наполовину бравый генерал: грудь крепкая, лицо круглое с окладистой бородой, щеки румяные. Туловище — словно у коня, вместо ступней золотые копыта, на груди ясное солнышко сияет.


X. Рахимова. Наездник. Начало 1970-х гг. Лепная и расписная игрушка.

Своими игрушками рассказывала Ульяна Ивановна о трудовых буднях села, веселых народных праздниках. Лепила задорных танцоров, лихих гармонистов, добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей, хозяек с корзинами в руках, кормилиц с младенцами, охотников и кузнецов, возчиков и всадников. В ее игрушке отчетливо звучала тема народной жизни и быта, прославлялась красота трудовой жизни, духовная и физическая гармония ее земляков-тружеников.


А. И. Санникова. Индюк. Н. Н. Суханова. Петушки. 1976—1977. Дымковская лепная и расписная игрушка

Широко распространена была в России и деревянная игрушка. Делали ее из березы и липы, осины и сосны. В архангельском Поморье, Мезени, Печоре, Кириллове и Городце вырубали топором птичек, куколок — «панок», коней. Были здесь и целые упряжки — три лошадки и возок с седоками. В бывшем Сергиевом Посаде (ныне г. Загорск) вырезали ножом, а потом раскрашивали фигурки барынь и гусаров, солдат и офицеров, делали разборные макеты церковок и монастырей. Жившие же по соседству богородские, резчики любили ладить фигурки животных и птиц, оставляя их некрашеными. Работали здесь часто целыми семьями, каждый мастер резал свою игрушку. Одни — кузнецов: двинешь палочку — мужик ударит о наковальню, двинешь другую — медведь молотом стукнет. Другие делали курочек, поочередно клюющих зерно, третьи — собачек, виляющих хвостиком, или бодающихся барашков. Любят здесь мастерить медведя-дрыгуна: приоткрыв рот, он с любопытством смотрит на вас, но лишь дернешь его за веревочку, рассердится, замашет лапами. Смирно сидит на суку добрая совушка. Повесишь на крючок у ее ног полотенце, она крыльями замашет, кверху их поднимет, словно собираясь взлететь.

В Загорске развилось производство точенных на станке, а потом расписанных кукол-матрешек. Первая из них появилась здесь 80 лет назад, ее автором был известный художник С. В. Малютин. Она похожа на простую крестьянку: в шитой рубахе и сарафане, с платочком на голове, круглолицая и румяная.

В Заволжье народные мастера по-своему переработали эту игрушку, одежды ее расписывают здесь полевыми цветами и травами, ягодами смородины, малины и клубники.


С. И. Рябов. Барышни. 1975—1976. Поливная игрушка. Каргопольский р-н.

Необычные игрушки из теста делали своим внукам деревенские бабушки. В канун Нового года стряпали они из теста «козули» — фигурки коров, бычков, овец и домашних птиц. Только что испеченных, их выставляли на подоконник всем напоказ. И вечером раздавали детям: мальчикам — бычка, девочкам — коровку. Такие же съедобные игрушки делали у всех славянских народов. В гуцульских же деревнях издавна пастухи лепили из сыра баранчиков, разрисовывали их и дарили детям.

Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Узбекская мастерица Хамро Рахимова лепит из белой глины наивные и простодушные игрушки. На ее лошадках то горделиво восседает всадник, то примастится степной воробей или удод. А сказочные, с длинными шеями львы, скорее, похожи на забавных, добрых собак. У них широко открытые приветливые рты, настороженно прислушивающиеся уши, завороженные глаза. От удовольствия лев даже хвостик поднял. Расписаны игрушки легкими, полупрозрачными красками то широкими мазками, то меткими ударами кисти.


Скоморохи. Богородская деревянная игрушка.

В руках Гафура Халилова, мастера из Таджикистана, рождаются фантастические глиняные звери. Большеглазые, с широко открытыми ртами, торчащими ушами и рогами, они вдобавок имеют еще и «голос». Лишь подуешь в свисток, игрушки, напоминающие таинственных злых духов, протяжно загудят. Обожженные фигурки мастер забеливает и наводит широкие буро-красные и темно-синие полосы.

Городецкий игрушечник Т. Ф. Краснояров мастерит из дерева красочные санные возки с седоками, повозки с лихими извозчиками, яркие карусели и танцующих под рожок парня и девушку.

Сегодня делают игрушки и большие коллективы художественных промыслов Каргополя и Загорска, Кирова и села Богородского, сохраняя старые способы производства и традиционный их вид.


<<< Западноевропейское искусство. Пабло Пикассо (1881-1973)

Идейность искусства. >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>