Декоративно-прикладное искусство.

Прикладное искусство. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывались» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою утилитарную первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость работы. Позднее, в XIX в. эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания (см. Народное искусство). И хотя сегодня изделия прикладного искусства — текстиль, одежда, посуда и т. д. — выпускаются индустриальным способом, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Отчетливо видны, например, национальные черты в текстиле, в фарфоровой посуде. Так, изделия Рижского фарфорового завода отличаются суховатым, четким и мелким орнаментом с использованием в основном коричневых, черных, серых тонов, иногда оживленных розовым или зеленым.

Им свойственны изысканные, нередко «тянущиеся вверх» формы, причем особенно распространены кофейные сервизы. Изделия подмосковного Дулевского фарфорового завода, рассчитанные главным образом на сбыт в РСФСР, отличаются яркостью, цветастостью, широкими, как бы открытыми формами, прообразами которых является деревенская глиняная посуда. Здесь более распространены чайные и обеденные сервизы. А среди продукции Ташкентского и Самаркандского фарфоровых заводов преобладают изделия так называемого восточного ассортимента — пиалы для чая, небольшие заварные чайники, блюда для плова, большие пиалы (так называемые кисэ). В росписи обычно используется характерный среднеазиатский орнамент, выполненный синей (кобальтовой) или красной (селеновой) краской. Орнамент напоминает ковровый узор или узоры архитектурной керамики — тех глазурованных кирпичей и плиток, которыми облицованы древние памятники Самарканда, Бухары и других среднеазиатских городов.

Еще более заметны национальные различия в рисунках для плательных тканей, в головных уборах, частично в обуви, хотя сегодня узбекская тюбетейка и грузинская сванская шапочка производятся не вручную, а промышленным способом. Поэтому изделия прикладного искусства, будучи в основе своей утилитарными, включают в себя, однако, и элементы духовной культуры, национальной традиции. Художник, работая над ними, думает не только об их удобстве и соответствии своей функции, но и над тем, чтобы они были красивы, доставляли тому, кто ими пользуется, эстетическое удовольствие. Фарфоровая и хрустальная посуда, по лированная мебель, вазы для цветов, декоративные ткани для покрывал и занавесей и т. д.— это важнейшие элементы художественно-содержательной предметной среды. Они служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга.


Образцы стекла с «венецианской» (филигранной) нитью.

Декоративное искусство. В эпоху рабовладения получило новый толчок зародившееся еще при родовом строе желание людей украшать себя ожерельями, браслетами, кольцами, подвесками, серьгами и т. д. Позднее появились и предметы украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы — тоже не для цветов и не для воды или вина, а для украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Подобные вещи еще сохранили свою прежнюю целесообразную форму, но их смысл и ценность были именно в красоте. Их «польза» была только в том, что они красивы. Это искусство уже значительно позднее, в XVIII—XIX вв., назвали декоративным (от французского слова «декор» — «украшение»). Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными тиражами, прикладного искусства — тысячами, то декоративные изделия — десятками, а то и единицами. В них художник проявляет прежде всего свой индивидуальный вкус. Даже когда он использует какие-либо национальные мотивы, они для него лишь один из источников стимулирования творческой активности. Самое важное в произведениях декоративного искусства — общая художественная выразительность, красота веши в целом.


Яркую, живописную дымковскую игрушку любят и дети, и взрослые.

Как правило, декоративные изделия производятся не на государственных заводах и фабриках, а в мастерских Художественного фонда СССР или даже создаются как авторские веши и продаются не в магазинах фарфора, тканей, стекла, а в специальных художественных салонах. В основном именно из индивидуальных декоративных произведений формируются и выставочные экспозиции этого вида искусства, ими пополняются и музейные фонды.


Буйвол. Резьба по кости. Тувинская АССР.

Однако декоративные произведения демонстрируют не только вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей, и потому в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства (см. Романский стиль, Готика и др.). Благодаря произведениям декоративного искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте, они активно влияют на развитие общественных вкусов.


Поднос. Жостово.

С другой стороны, предназначенные лишь для украшения, особенно общественных зданий и помещений, Дворцов культуры, клубов, фойе театров, ресторанов и т. д., декоративные произведения в своих формах и декоре (который может включать изобразительные элементы) нередко воплощают серьезные политические и социальные идеи. Их красота глубоко содержательна, особенно когда речь идет о торжественных занавесях в театральных залах, тематических гобеленах и даже о небольших нагрудных значках. Эта идейность и образность сближают декоративное искусство с монументальными и станковыми формами искусства.


Л. И. Азарова. Чайник. Гжель

В нашей стране много художников работает в сфере декоративного искусства. Наиболее талантливые из них награждены государственными и республиканскими премиями, орденами и медалями, имеют почетные звания. Это говорит о том, что декоративное искусство играет важную роль в культурной жизни страны. По степени развития этого искусства можно с полным основанием судить об уровне художественной культуры общества в целом.


Кумганы. Дагестанская АССР.

Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг друга. В этом смысле говорят о декоративно-прикладном искусстве.



<<< Гуашь.

Детские художественные школы и изостудии. >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи