Возрождение. Питер Брейгель старший (ок. 1520-30—1569)

В творчестве Брейгеля — одного из оригинальнейших нидерландских художников сложно сочетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольклор, и острая реалистическая направленность, основанная на глубоком и пристальном изучении народной жизни. Связанное с передовым демократическим направлением в искусстве XVI в., оно определялось социальной обстановкой того времени: резким усложнением общественной ситуации в стране, началом нидерландской революции, ростом народного самосознания. Распространение ренессансного гуманизма, вызванное влиянием художественной культуры Италии, способствовало развитию нового искусства. Брейгель, прекрасно образованный, хорошо знакомый с итальянской живописью, впитавший богатые местные традиции, создал глубоко национальное искусство, необыкновенно богатое по мыслям и чувствам Он стремился воссоздать в своих произведениях дух эпохи, выразить общественные противоречия и идеи. Нередко художник прибегал к иносказанию, используя притчи, пословицы и т. д. Размышления о судьбах родины, народа, пафос глубокого проникновения в стихию жизни, редкое живописное мастерство составляют важнейшие черты художественного наследия Брейгеля.

В своих первых произведениях Брейгель следовал своему предшественнику Хиеронимусу Босху. Это сатирические и дидактические композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, со множеством фантастических фигур и затейливых деталей. Но в дальнейшем художник вырабатывает новый стиль, в котором стремится к укрупнению живописных масс, интенсивных по цвету, к выразительности силуэтов, к широким пространственным панорамам.

С добродушным, иногда грубоватым юмором, верой в нравственную и духовную силу народа создает художник ряд картин, посвященных жизни крестьян («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»).


П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Примечательны его пейзажи, составляющие цикл «Времена года».

В них Брейгель показывает бескрайние просторы земли, людей, ее населяющих. Тонко передает художник состояние природы, наполняя каждый пейзаж глубоким чувством («Возвращение стад», «Жатва», «Охотники на снегу» и др.). Переживая за судьбы своей родины, Брейгель во многих картинах воплощает темы страдания народа, войн, разрушений, голода, зверств испанских захватчиков («Триумф смерти», «Избиение младенцев»).

Картина «Слепые», написанная в 1568 г. (Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), является как бы итогом творчества мастера. Бредущая по тропе процессия слепых не знает своего пути. Первый из них упал в канаву. Кто может помочь этим людям? Кому они нужны? Не скрывается ли за этим вопросом и нечто большее? Ведь фигуры слепых воспринимаются в более широком, почти символическом смысле. Это — размышление о судьбе своего народа, страдающего и обездоленного, ищущего своего пути в сложное и тревожное время.


<<< Возрождение. Ян ван Эйк (ок. 1390—1441)

Возраждение. Альбрехт Дюрер (1471—1528) >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>