Художественная промышленность

Художественная промышленность производит изделия, в проектировании и создании которых участвует художник или дизайнер (см. Дизайн). Это радиоприемники, магнитофоны, мотороллеры, автомобили, часы, вагоны, многие виды станков и др. Художественные изделия — сувениры, изделия художественных промыслов, керамическую посуду, предметы национальной одежды и т. д. — выпускает местная промышленность. Понятие «художественная промышленность», не являясь официальным и строго научным, вместе с тем достаточно точно определяет ту существенную особенность, которая присуща столь разнородным на первый взгляд предметам, как мотоцикл, радиоприемник, женское платье, тюбетейка, лаковая коробочка, фарфоровый сервиз и т. д., а именно то, что все эти вещи имеют эстетическую ценность, так как в их создании участвовал дизайнер, художник или народный мастер.


Предметы из кофейного сервиза. Серебро, чернение, гравировка. Великий Устюг.

Вторая важная особенность этой разнородной области состоит в том, что она является именно промышленностью, т. е. имеет дело с массовым выпуском (тиражами) изделий. Иногда, например, в народном искусстве эти тиражи создаются ручным трудом, но важно то, что это не уникальные, индивидуальные произведения, а «размножение» созданного художником оригинального образца. В индивидуальной художественной деятельности творец сам выполняет всю работу от начала до конца — задумывает вещь, делает ее эскиз, проект или модель, а затем самостоятельно выполняет в материале. В художественной промышленности дизайнер или художник отделен от непосредственного производства, его функции кончаются подготовкой проекта или в некоторых немногих случаях изготовлением модели или образца. Производство изделий по этому образцу — уже дело техников, мастеров, машин и т. д. И поэтому если индивидуальное произведение всегда неповторимо, единственно, то основное требование к изделиям художественной промышленности — точное соответствие образцу. Разнообразие здесь достигается за счет увеличения количества образцов, изменения расцветок или отделок, уменьшения тиражей. Но основной принцип остается: изделия художественной промышленности — это массовые, тиражные вещи, продукты индустриального производства.


Е. П. Ревунова. Платок. Павловский Посад.

Сфера художественной промышленности постоянно и неуклонно расширяется, особенно в XX в. Объясняется это тем, что эстетические требования в обществе все время возрастают — мы хотим, чтобы все вещи, окружающие нас, были красивыми, эстетически совершенными и радующими глаз, причем не только фарфоровая ваза и ковер, но и кухонная табуретка, эмалированная кастрюлька, стеклянный стакан, зубная щетка, даже совок и ведерко для мусора. А это означает, что в их создании должен участвовать художник и при их массовом производстве они войдут в сферу художественной промышленности. Этот процесс «охудожествления» всех предметов, машин, механизмов, транспортных средств и множества других вещей — от наперстка до океанского лайнера или сухогруза — бесконечен. Потому что человек, как говорил М. Горький, по природе своей художник, ему свойственно стремление «вносить» красоту во все создания своего ума и своих рук. Человек творит, следуя не только законам целесообразности, но и законам красоты.



<<< Футуризм

Художественное образование >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи