Патриотический подъем Давида



Однако в «Клятве в зале для игры в мяч», чтобы выразить патриотический подъем, Давид, трактуя торжественный эпизод современности, строит свою композицию еще в духе своих картин на античные сюжеты, действующие лица этой картины двигаются и жестикулируют подобно героям давидовских полотен из античной истории.

В своих композициях на темы современной истории периода Империи Давид предстает перед нами художником, по-иному разрешающим основные задачи искусства, чем разрешал их Давид, создатель классических полотен. Это особенно явствует из его колоссальных композиций наполеоновского цикла. Несмотря на то, что обе композиции, а в особенности «Раздача знамен», не лишены элементов известной театрализации, перед нами уже не схемы, не ожившие статуи, а полнокровные, взятые из жизни люди. Давид превосходно владеет даром портретной характеристики; многие изображения в «Короновании» стоят на уровне его прекрасных портретов. Сцена «Коронования» полна воспоминаний о подлинном, виденном событии; в композиции не чувствуется предвзятой схемы, условности классицизма забыты художником, стремящимся передать жизненно-полноценный образ действительности. Порывая с монохромностью своей красочной палитры, Давид успешно передает колористическое богатство наблюдаемой сцены: цвет живет полным своим звучанием (белые, зеленые, черные, красные, золотистые тона), и даже фактура Давида освобождается от анемичности. Давид превосходно справляется с изображением всего конкретно-вещественного, всех деталей архитектурного окружения, костюмов, обстановки. Здесь нет и следа «абстрактного» подхода, все полно ощущения материальности.


<<< Внимание художников исключительно на античности

Тенденции к интерпретации действительности >>>

<<<Оглавление>>>