Природа и предметная среда

Изобразительно-пластическими средствами зрителю внушено это изначально всеохватное переживание творческого акта как момента раскрывающего полноту самосознания, воспринимающего в себя весь мир. Разрозненные воспроизведения картин сливаются в поток его полотен, захлестывающий зрителя и как бы изливающийся в бесконечность жизни. Мир, породивший его искусство, получает второе, обновленное существование, оживая вереницей не подвластных времени картин и после смерти их творца-живописца.

Природа и предметная среда, любовно воссозданные кинематографистом, словно чреваты образами, готовыми заново восстать из прошлого под рукой мастера. Изменчивая, подвижная и потому непрочная, преходящая реальность, заключившись в новую форму, пребывает неизменной. Необходимы усилия, сдвиг, волевой импульс, чтобы стада с добрым пастырем уже не исчезали, как мгновенный мираж, не ушли, как случайно промелькнувшее впечатление, но навсегда остались с нами, чтобы пленительная танцовщица, в действительности коварно покинувшая художника, вечно улыбалась ему с холста в своей неувядающей юности, чтобы праздничный стол, расцветший изобилием весенних даров, был накрыт всегда и для всех. Достоверная иллюзорность съемки облегчает эстетическую «аргументацию»: мы своими глазами видим, как «немного» нужно для того, чтобы натуральный предмет стал частью пейзажа или натюрморта.

Прекрасный фильм Шенгелая, художественные достоинства которого не вызывают сомнений, в качестве одной из возможных творческих концепций отнюдь не бесспорен: предложенный им путь от действительности к искусству кажется слишком прямым и легким - он возможен только на киноленте, где и натура, и ее отражение равно претворены режиссерским замыслом, где и естественная природа, и написанный на холсте пейзаж - только тени на стекле фотообъектива.


<<< Повествование следует биографии живописца

Герой, погруженный в размышления о себе >>>

<<<Оглавление>>>