Поисками внутреннего согласия между чувственными впечатлениями и вольным бегом ассоциаций, представлений, размышлений отмечены не только разные по характеру образно-пластических решений произведения, но и самая стилистика различных изобразительно-зрелищных искусств. Необходимо подчеркнуть, что почти всегда непосредственность переживания ищет опоры в эстетическом опыте прошлого, утверждается авторитетом художественного наследия. Самый процесс и акт творчества становится предметом вторичного воссоздания. Это особенно показательно, когда произведение посвящено рукотворным вещам или искусству другого мастера.
Фильм Г. Шенгелая (1972) с необычайной яркостью показывает, как мыслится художнику момент перехода предмета природного, бытового, обиходного в живописный образ, в картину на холсте. Мы как бы получаем возможность следить и за творческим процессом создания киноленты, и за тем, как объясняет, истолковывает этот процесс сам режиссер на примере искусства другого художника.
Повествование следует биографии живописца, в которую как бы вплетаются мотивы его незамысловатых картин. Ритм зрительного ряда и акцентирующие развитие действия кульминационные события заставляют постепенно погружаться в жизнь человека, для которого творчество было не только отражением ежедневных впечатлений, но и деятельным участием в жизни, восполнением ее несовершенства, ущербности. Простодушные картинки-вывески, поводом к созданию которых часто служила нужда, сменяются образами совершенно другого рода: работа уже не просто вносит приятное разнообразие в монотонный ряд дней - в ней реализуется личность художника, смысл его жизни.
<<< Происшедшие в творчестве Васнецова на протяжении 60-х и 70-х годов
Природа и предметная среда >>>
<<<Оглавление>>>