Функциональная обусловленность действительности

Функциональная обусловленность действительности, природа, внешний мир с их значениями и предназначениями, вещи как атрибут и принадлежность чего-то иного, вне их находящегося, вещи как исполнители заданной роли оказывались в каком-то смысле слова. Частное, единичное, случайное как бы противостояло разумному, подчиненному творческой воле, полезному предметно-пространственному окружению человека. Непосредственность восприятия мира, которая так волнует в корзинах с грибами, арбузах и дынях, несовместима ни с функциональным пониманием вещей и природы, ни с возвышенно-отвлеченным выражением универсальных законов материального бытия. Откровенное жизнелюбие и своеобразное простодушие натурно достоверного изображения в первом случае исключает умозрительность второго.

Однако искусству, по-видимому, равно необходимы и чувственное восприятие, и обобщающая мысль. Логике символа, эмблемы, знака, которые предстают как общее, нужна внутренняя опора на прямой жизненный опыт, непосредственное авторское наблюдение, способное запечатлеть единичное как особое.

Путем к восполнению некоторой односторонности рационально-обобщающего искусства оказался этюд, прежде всего пейзажный, сыгравший в начале 60-х годов совершенно особую роль. В нем важны были не только естественная непредумышленность впечатления, мгновенность схваченного и остановленного на холсте сиюминутного состояния, освещения, настроения, но и форма, предполагающая ряд условий: на глазах возникающие, изменчивые образы живут готовой исчезнуть прелестью неповторимого момента - сгущающихся сумерек или предрассветного свечения воздуха, таяния снегов или вспышки света перед грозой. Все это не может быть заключено строгой статикой конструктивно уравновешенной и рассчитанной композиции.


<<< Выбор предметов

Эстетические принципы живописи >>>

<<<Оглавление>>>