Пожалуй, первое, на что следует обратить внимание, это развязки той коллизии (наблюдение А. Морозова), которая сама по себе была достаточно распространенной. Это сразу смещало привычные смысловые акценты. Мы как бы застаем героев произведения в момент, когда, достигнув предельного напряжения, действие остановилось на рубеже различных, равно возможных для данной ситуации исходов. Героизм деятельной личности раскрывается здесь не в апофеозе трудовой победы, не в кульминации борьбы и преодоления препятствий (вспомним «Плотогонов» Андронова, «Ремонтников» Салахова, «Строителей Братской ГЭС» Попкова и др.), даже не в буднях целинных земель, колхозной страды, научных изысканий («Полярники» Смолиных, «Полдень» Попкова, «Трактористы»), которые должны завершиться покорением стихийных сил природы, но в пути, в процессе поисков, в устремлении к цели. Благодаря этому важным становится не столько результат, польза дела, «степень участия» в коллективном производстве, сколько социальная ценность личной стойкости, индивидуального намерения, нравственное отношение к своим человеческим обязательствам, гражданскому долгу. Окружающая природа, предметно-пространственная среда уже не могут восприниматься пассивной, инертной материей, которую предстоит освоить и преобразовать.
<<< Искусство «шестидесятников»
Внешние по отношению к персонажу пейзаж >>>
<<<Оглавление>>>