Обстановка, вещно-пространственная среда

Последовательность такого рода изменений легко прослеживается в структуре жизненного конфликта, который отражает диалектику взаимосвязи характера героя и его судьбы. Во второй половине 60-х и в 70-е годы резко меняются не только общая атмосфера изображаемых художником событий, но и те психологические условия, в которые он ставит действующих лиц, те коллизии, при которых он стремится понять и осмыслить внутренний мир моделей своих сюжетных композиций и портретов. Обстановка, вещно-пространственная среда словно пронизаны ощущением необычайности, наполнены предчувствиями и ожиданиями, радостной или грустной тревогой. Персонаж оказывается перед обстоятельствами, только по внешности обыденными и заурядными,- тип конфликта, при котором мы его узнаем, может быть назван особым, исключительным, близким к «предельной ситуации». Образ раскрывается на сломе жизненного пути, в момент глубокого и сильного душевного потрясения. Подобно девочке, с закрытыми глазами идущей над пропастью или беззаботно прыгающей со скакалкой у самого края обрыва (вспомним картины В. Попкова «Майский праздник», 1972, и «Тишина», 1972), такой персонаж с ребячливым упрямством и недетской серьезностью устремляется к каким-то неведомым рубежам, как бы заглядывая из одного смыслового измерения в другое.


<<< Герой без имени

Начало 60-х годов >>>

<<<Оглавление>>>