Нетрудно заметить, что в последовательной смене творческих ориентации художников между персонажами, даже полемически противостоящими друг другу, было глубокое, подчас скрытое, сокровенное, внутреннее родство. В недрах одной типологии зарождалась и складывалась другая, знакомые, казалось, свойства и качества осмысливались заново, герой как бы высвечивался с неожиданной стороны и выступал в новом содержательно-смысловом ракурсе.
Героическая, интеллектуальная натура деятеля и мыслителя в искусстве начала 60-х годов была как бы предназначена для прямого воздействия, преодоления и преобразования или философского осмысления внешнего материального мира.. Взаимоотношения героев более позднего времени с природой, предметно-пространственной средой слагались на иных основаниях: они строились на встречных, взаимных усилиях к дружественному пониманию.
Углубление и усложнение характера действующих лиц, многомерность отношений личности с окружающим миром, потребность в восстановлении внутренней слаженности между человеком и природой формировали новые конструктивные основы образного строя в целом, изменяли поэтику, систему художественного мышления. Существование персонажа с самобытным индивидуальным внутренним строем создавало органическую зависимость духовного и предметного, одушевленного и вещного жизненных начал. Художник искал разрешающего единства поэтического образа в экзистенциальной слитности умозрительного и непосредственного чувственного опыта.
<<< Наследие переняли советские художники
Обстановка, вещно-пространственная среда >>>
<<<Оглавление>>>