Повесть Ч. Айтматова (1966) может служить свидетельством потенциальной содержательности темы, которую одним из первых в 60-е годы широко и полно развернул писатель, избрав для себя столь необычного «героя». История лошади, значительная сама по себе, раскрывается сразу в нескольких смысловых планах, дополняющих и варьирующих лейтмотив повествования. В произведении есть и прямое изображение как бы оживающего перед читателем будничного быта одного из многих киргизских аулов, и гораздо более общий аспект: сквозь обыденность ежедневных забот и трудов проступают, просвечивают контуры больших революционных событий, обозначаются судьбы страны, отраженные перипетиями жизни славного красавца скакуна.
Множество персонажей так или иначе принимают в них участие. Связи, соединяющие людей с «героем» повести: от нежной заботы, душевного понимания и любви до равнодушия и жестокости,- не только характеризуют действующих лиц, но дают нам меру отсчета истинного и разумного отношения человека ко всему доброму и прекрасному на земле. Под звездным куполом неба, на бескрайней равнине среднеазиатских степей неспешным шагом, день за днем течет жизнь. Время метит большое и малое неизгладимой эпохальной печатью. И перед лицом самой справедливости, на суд жизни, истории предстали здесь природа и человек, лошадь и ее хозяин.
<<< Анималистические мотивы в живописи
Глубина и тонкость «психологического» рисунка >>>
<<<Оглавление>>>