Внешняя обстановка как бы комментировала события и сопровождала деятеля, изыскателя, строителя во все важнейшие моменты его существования. Горбатые днища лодок, опрокинутых на морском берегу, четкая вязь растянутых для просушки сетей были знаком и свидетельством рыбачьего промысла, каждой, каждым витком каната обозначая трудности, невзгоды и радости долгих часов ожидания, душевной твердости и надежд. Герою принадлежит доминирующий тон - энергичный, определенный, лаконичный. Он мог бы показаться обедненным и поверхностным без значимого и дополняющего предметным аккомпанементом окружения. Внешняя природно-предметная среда не спорила, не противоречила, а лишь конкретизировала и досказывала основной замысел. Даже когда человек отсутствовал, вещи свидетельствовали о хозяине молчаливыми отражениями его деятельности, намерений и жизненных целей. Глиняный кувшин и каравай хлеба (Л. Эндзелина «Ржаной хлеб», 1961; Б. Баумане «Натюрморт с окороком», 1964) по праву могут быть названы поэмой о хлебопашестве; вмятины на пористой поверхности кувшина - следы прикосновений руки мастера, золотистая глянцевитая корочка пшеничной буханки, свидетельство хорошей выпечки - все это не столько отличительные свойства предметов, важные сами по себе, сколько знаки человеческих усилий, труда и умения. Сделанные, сработанные, добытые людьми и для людей, вещи осмыслены и одушевлены их постоянным присутствием, нужны и значительны, как часть их общественной и личной жизни.
<<< Холодная «равнодушная» природа Севера
Полотно Т. Салахова «Окно. Утро Москвы» >>>
<<<Оглавление>>>