Мягкие складки синей портьеры

Мягкие складки синей портьеры заглушают звуки, словно обещая тишину и тепло внутри. Все, что за пределами комнаты, грандиозно и таинственно: мигают желтые огни ночного города, тянутся ввысь силуэты многоэтажных домов, черным провалом уходит в глубину небо. «Здесь» и «там» отделены друг от друга призрачной, но непреодолимой преградой. Они так и остались бы прямым противопоставлением домашнего и чужого в мире, если бы не с его нескрываемым и простодушным любопытством.

Если эстетически осмысленное сочувствие и понимание между людьми и животными может внести мир и согласие в содержательно-пластическую структуру произведения, то тема насилия и жестокости человека к своему окружению звучит как трагический разлад, космическая катастрофа. Автопортрет с мертвой собакой (1975-1976), по существу, может быть назван своеобразной декларацией: вызывающая, с которой не успевший одеться хозяин выбежав на шоссе, поднял и протягивает зрителю несчастную жертву автомобилизма, входит в замысел. Программная аффектированность интонации как бы заменяет здесь неподвластное живописи слово. Застылая неподвижность центрального персонажа и суетливая беготня «человечков» на заднем плане, величавое спокойствие летней ночи и подчеркнутый нелепой фигуры героя служат одной цели создать ощущение дисгармонии разрушенного, распавшегося смысла вещей. Не вполне убеждающая, излишне литературно-дидактическая форма воплощения идеи не мешает понять намерения автора - в отношении человека к животным и природе вообще заключены для него вопросы гуманистической нравственности. Художник обращается к нашему разуму и совести, напоминая об ответственности перед самими источниками жизни.


<<< Композиции Андронова

Решение, избранное >>>

<<<Оглавление>>>