Одаренные простым и верным чувством справедливости, эти странные, на обыденный взгляд, существа судили въевшиеся в обиход привычки и представления по шкале неписанной правды, по правде. Живая душа не знала мертвящей власти общепринятого. Это была доверчивость, которая ничего не хотела брать на веру, ей нужно было удостовериться воочию. Чудак-правдоискатель из фильма Э. Рязанова «Берегись автомобиля!» (1966) привлекал неотразимой искренностью наивных попыток собственными силами, на свой страх и риск восстановить нарушенный закон. Не оцененным и не понятым окружающими его людьми прошел перед зрителем герой киноповести Г. Данелия «Не горюй!» (1969), подарив нас светлым чистым образом человеческой стойкости, доброты и терпения. Старуха, доживающая «Последний срок» (В. Распутин, 1970) в окружении детей и внуков, заставляла каждого из них ощутить меру своей ответственности и вины за весь дорого доставшийся человеку жизненный путь.
Если детская неискушенность и старческая умудренность в нравственном смысле обличали, делали явным несовершенство человеческих отношений, то благодаря новому чувству живой одухотворенности всего предметно-пространственного мира, благодаря ощущению внутренней нераздельности мыслящей личности с «неразумной», «равнодушной» природой возникла художественная необходимость в персонаже, который мог стать связующим звеном между сознательно-волевыми и стихийными сферами существования. Немалую роль при этом сыграли изображения животных, получившие неожиданно многоплановую интерпретацию во всех видах искусства.
<<<Оглавление>>>