Подытоживая самые главные черты работ 1920-х годов и предваряя то, что будет сказано ниже о вещах последнего трехлетия, можно кратко сформулировать основные принципы его творческого метода:
1. Неоднородность самой простейшей составной формы, неэлементарность любого элемента целого.
2. Взаимосвязь между ними, основанная одновременно на тождестве и противопоставлении, гармоническом равновесии и конфликтах.
3. Беспрерывное сопряжение объемов, масс, линий, как бы входящих друг в друга, безостановочное движение цветовых и световых потоков, взрываемое нежданными перебоями ритма и контрастными акцентами.
4. Многократные повторы одних и тех же мотивов, ритмов, конфигураций (свидетельство активного организующего начала, источник напряжения, интенсивности), но при этом бесконечные превращения повторяемого, комбинации новых сочетаний.
5. Определенность пластической, смысловой характеристики каждой «отдельности» и в то же время изменение ее свойств, значимости при сопоставлении с другими «отделыюстями».
6. Абсолютная содержательность всех «микромиров», составляющих мир произведения, и относительная полнота смысла, заключенная в каждом из них при сравнении с целым. Таков в общих чертах сложный механизм структуры щукинских вещей. И шире - его творчества, поскольку соотношение между слагаемыми и целым произведения то же, что между отдельными работами и всей проблематикой искусства художника.
<<< Метод: «лабиринт сцеплений»
<<<Оглавление>>>